Газета,
которая объединяет

Муниципальные новеллы

Как изменится жизнь органов местного самоуправления?
Рубрика: от
Автор:

Сколько ни стращали воронежцев тем, что больше не позволят выбирать мэра и депутатов городской Думы напрямую, однако внесений столь серьезных изменений в Устав города все-таки удалось избежать. Горожане выдохнули и – перестали интересоваться переменами в системе местного самоуправления региона.

А зря, ибо ситуация может в одночасье повернуться вспять. Но пока же изменения, принятые на федеральном уровне, больше отразятся на муниципальных районах Воронежской области, нежели на столице Черноземья. Как именно? Об этом говорилось в ходе прошедшего на днях заседания Совета представительных органов местного самоуправления (МСУ) при Воронежской областной Думе.

Две модели на выбор

По словам заместителя губернатора Воронежской области Юрия Агибалова, законом, принятым Воронежской областной Думой, действительно, не предусмотрена возможность разделения городских округов на внутригородские районы со своими советами депутатов и бюджетами.

– Воронеж, конечно, останется городским округом, в его системе продолжат существовать районные управы, но – только как структурные подразделения городской администрации, – отмечает Юрий Владимирович. – Однако это не значит, что мы не сможем вернуться в будущем к варианту с разделением на внутригородские округа. Позиция губернатора такова: если население и депутаты изъявят желание, они могут выйти с такой инициативой, и регион, не исключено, «возьмет на вооружение» подобный вариант.

Пока же областные власти ограничились принятием многочисленных новелл, меняющих существующую систему органов МСУ на уровне городских и сельских поселений, а также муниципальных районов Воронежской области.

Так, районам оставили право формировать советы депутатов по двум моделям. Первая из них – традиционная, при которой народные избранники проходят во власть путем всенародного голосования по округам. Вторая – предусматривает равное представительство глав местных администраций и депутатов городских и сельских поселений.

Две модели оставили районам и в плане выборов главы муниципального образования. Они существуют и сегодня. Согласно первой из них, глава района (он же – глава администрации) избирается всеобщим голосованием. По второй же модели главой района становится спикер районного совета депутатов, а глава администрации назначается по контракту.

– Подавляющее большинство районов в ходе консультаций высказались за вторую модель, – продолжает Юрий Агибалов. – За сохранение всенародных выборов выступили лишь представители тех районов, где она продолжает реализовываться и сегодня (Лискинский, Аннинский и Новоусманский), а также – представители Богучарского района. Но мы оставили оба варианта, понимая, что большинство бывает право не всегда.

Вопрос – туда, вопрос – сюда

Если в части избрания районного руководства региональное законодательство позволило муниципальным образованиям избежать «революций», то вот во всем, что касается полномочий органов МСУ, слиберальничать подобным образом не получилось.

Так, принятым областным законом №148-ОЗ увеличилось число вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями – если ранее их было 13, то теперь – 29. Соответственно, они были сняты с уровня муниципальных районов, на котором областное законодательство оставило решение только 10 вопросов местного значения.

Для того, чтобы сельские поселения получили возможность исполнять возложенные на них функции, были внесены некоторые изменения в налоговую систему и систему межбюджетных отношений. Например, появился новый налог – торговый сбор, средства от которого будут оставаться на местах. Повысилась финансовая роль муниципального района, который отныне станет основным распорядителем бюджетных средств и сможет корректировать работу поселений как финансовыми, так и организационными методами.

К последним, в частности, относится появившаяся у органов МСУ возможность делегирования друг другу полномочий при заключении соответствующих соглашений. Причем, процесс этот направлен в обе стороны: как администрация района сможет брать на себя решение тех или иных вопросов с уровня поселения, так и поселение – с уровня администрации.

– Случаи, когда то или иное поселение брало бы на себя решение всех 39 вопросов местного значения, тоже бывают, – поясняет Юрий Агибалов. – И произошедшие изменения в законодательстве позволяют решать их в рабочем порядке.

К слову, если орган МСУ по тем или иным причинам станет не в состоянии исполнять полномочия, предписанные ему законодательством, орган государственной власти сможет забрать их на свой уровень в одностороннем порядке. Однако – отнюдь не все.

– Орган государственной власти не будет вправе забрать на свой уровень вопросы, связанные с бюджетом, уставами муниципалитетов, муниципальной собственности, – отмечает вице-губернатор.

Из города в село – и обратно

В чем еще произошли серьезные законодательные изменения, так это в вопросах смены статуса поселения с городского на сельский и обратно. В Воронежской области такие случаи были не единичными, и ранее подобная смена статуса могла быть утверждена решением районного совета депутатов. Теперь же подобные изменения будут возможны только «с учетом мнения населения, выраженного с помощью голосования» – то есть, фактически через референдум.

Для того, чтобы все указанные изменения заработали, органы МСУ должны будут внести изменения в собственные уставы и положения. Во всем, что касается избрания глав районов, администраций, а также депутатов районных советов, соответствующие изменения должны быть внесены в документы до 22 февраля 2015 г. В части же перераспределения вопросов местного значения – до 1 апреля того же года. Впрочем, заработают первые из них значительно позже – только по истечении срока полномочий избранных глав и депутатов.

Кстати

Новеллы в муниципальном законодательстве позволяют предъявлять дополнительные требования к соискателям должности сити-менеджера, чтобы избежать назначения на это место человека, не работавшего в системе управления. Также произошли серьезные изменения и в составе конкурсных комиссий по определению победителей конкурсов на должность главы администрации. Если раньше в сельских поселениях они формировались исключительно местными советами депутатов, то теперь – наполовину советами, а наполовину – главой администрации района. В районе же комиссии теперь формируются непосредственно губернатором (раньше – наполовину районным советом депутатов, наполовину – законодательным органом субъекта Российской Федерации по представлению губернатора).