Газета,
которая объединяет

Профессиональные любители

В Воронежской области появятся образовательные проекты для волонтеров
Рубрика: от
Автор:

Добровольчество, или волонтерская деятельность в последнее время, похоже, переживает новый подъем. И с каждым годом число бескорыстных тружеников растет.

В то же время требований к волонтерам становится все больше. «Теперь от волонтеров общество ждет компетентной помощи», – считает Ирина Котова, президент фонда помощи детям «Благо».

Имею право знать

Словом, если волонтер работает на крупных международных соревнованиях – он должен хорошо владеть иностранным языком, быть «в теме». Если помогает воспитанникам интернатов – добровольцу следует понимать специфику детей, с которыми ему предстоит общаться. Если оказывает помощь спасателям – как минимум, знать технику безопасности.

Теперь мало одного только желания помогать незащищенным категориям граждан, совершать экологические рейды и тушить пожары. Еще нужны и знания…

«Однако это вовсе не значит, что человек, не имея каких-то навыков или знаний, не сможет принимать участие в социальных проектах, – поясняет Екатерина Макарова, координатор проекта «Школа добровольчества». – Кстати, часто, думая «а что я могу сделать, если не знаю (не умею)…», люди отказываются от некоторых проектов. Но на самом деле – многие навыки можно приобрести за короткое время».

Региональный закон о добровольчестве окончательно расставил все точки над «i». Законодатели предусмотрели право волонтера «на получение дополнительных знаний, необходимых добровольцу (волонтеру) для выполнения возложенных на него задач».

От волонтера – к руководителю

В ближайшие годы образованием волонтеров займется Благотворительный фонд помощи детям «Благо». На территории Воронежской области сотрудники фонда начали реализацию «Школы добровольчества».

Обширный образовательный проект затронет сразу несколько направлений: работа с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, волонтерская деятельность в условиях ЧС и помощь волонтеров на спортивных соревнованиях.

По замыслу авторов проекта добровольцы, прослушав курс обучения и отработав его на практике, приобретут не только технические, но и административные навыки. И потому после обучения и нескольких лет волонтерской работы доброволец сможет сам стать автором и руководителем какого-либо проекта.

Большое внимание специалисты «Школы добровольчества» уделили деятельности волонтеров в домах-интернатах и приютах для детей. Сейчас, по словам Ирины Котовой, старая интернатская система активно меняется. Количество воспитанников в этих учреждениях значительно сократилось из-за развития институтов приемных семей и попечительства. Поэтому интернаты начнут переходить на новый уровень – они реорганизуются в реабилитационные центры, центры по работе с приемными семьями. Поменяются и задачи добровольцев.

Также без волонтеров уже немыслимо проведение крупных спортивных соревнований. Подготовка волонтеров завершится ярмаркой спортивных добровольческих проектов, которые создадут сами добровольцы.

До 2020 года сотрудники фонда «Благо» собираются обучать тех, кто намеревается работать в условиях ЧС. Здесь уже не обойтись без специальных знаний и соответствующей подготовки. Предполагается, что помимо получения теоретических занятий волонтеры будут участвовать в работе выездных полевых лагерей и работе в городских условиях.

«В идеале, – рассказывает Ирина Макарова, – мы хотим, чтобы в каждом многоквартирном доме и на каждой улице частного сектора был подготовленный доброволец, который мог бы в случае ЧС организовать людей».

Из истории вопроса

Стартовой точкой в развитии системного подхода к понятию добровольчества в Воронежской области стали летние события 2010-го. От лесных пожаров, по данным регионального управления МЧС, тогда пострадало 663 человека, 328 семей, сгорело 303 дома. В усмирении стихии участвовали тысячи волонтеров. Эти события заставили впервые подумать о разработке закона. И именно тогда пришло осознание того, что людей, работающих «за идею», нужно серьезно обучать.