Газета,
которая объединяет

Наш каприз за наши деньги

Как работает служба эвакуации автомобилей
Рубрика: от
Автор:

У наших автовладельцев – новая проблема. Мало нам заморочек с ОСАГО, частых техосмотров, ям на дорогах, колхозного тюнинга, быстро дорожающего бензина и других «прелестей» жизни – так теперь еще приходится решать вопросы, связанные с платной эвакуацией. Два года назад депутаты Госдумы разрешили эвакуировать автомобили за деньги и словно открыли ящик Пандоры, из которого вылезли многочисленные конфликты, акции протеста и скандалы.

Особенно ситуация накалилась осенью 2014 года, когда после ряда громких инцидентов все в той же Госдуме задумались как минимум о коррекции своего же закона. «Берег» подготовил большое исследование о хронике войны между водителями и эвакуаторщиками, методах ведения боевых действий, потерях и героях с обеих сторон, а также проектах мирных.

Теоретически эвакуация автомобилей в России существует уже долго, был даже короткий период, в середине 2000-х, когда с водителей пытались за это брать деньги. Но почти всегда эвакуация существовала за государственный счет. Будучи бесплатной, она работала ни шатко ни валко. Даже в крупных городах было мало эвакуаторов, которые выезжали только по большим праздникам и исключительным случаям, когда какой-нибудь «герой» припарковывался так, что блокировал все движение.

Вялость процесса объяснить просто – законодательно было прописано, что сама эвакуация и первые сутки хранения на штрафстоянке – бесплатные. И только со вторых суток хранения автомобиля начинала взиматься плата. Оговаривалось, что если через какое-то время владелец не объявится, то автомобиль можно утилизировать и покрыть расходы, но все равно эвакуаторщики работали за счет бюджетных средств.

Чтобы как-то подстегнуть сферу, депутаты Госдумы приняли поправки в КоАП, которые вступили в силу 1 июля 2012 года. Они не только значительно увеличили сумму штрафа за неправильную парковку, но и предписали владельцам автомобилей компенсировать затраты на перемещение автомобиля на штрафстоянку и его хранение.

В Воронеже, кстати, эвакуаторы начали работать чуть раньше – весной 2012 года, но первое время они были бесплатными. Как только появилась нормативная база, то с водителей уже стали брать деньги. Массово эвакуаторы в нашем городе заработали с 2013 года, когда к процессу начали активно подключать частников. Тут-то и стала видна изнанка платной эвакуации.

По данным, которые предоставляет ГИБДД, сегодня в Воронеже работает десять эвакуаторов. При этом все автомобили – частные. Их владельцы заключили договор с правоохранителями и получают компенсацию за каждый вывезенный с городских улиц автомобиль.

Как это работает

Кстати о компенсации. Право определять тариф получили региональные власти, и обычно они не скромничали. Почти во всех субъектах Федерации стоимость эвакуации и хранения неправильно припаркованного транспорта в полтора-два раза выше, чем коммерческие расценки на те же виды услуг для частных клиентов. Воронеж – не исключение. В столице Черноземья транспортировать сломавшийся легковой автомобиль стоит 50-70 руб. за километр, тогда как тариф на эвакуацию нарушителей – 102 рубля за километр, причем оплачивающийся в оба конца. Час хранения на штрафстоянке стоит 20 руб. для легкового авто. Вот и выходит, что платная эвакуация автомобилей – очень выгодный бизнес с высокой рентабельностью.

Напряженность ситуации добавляет принцип оплаты труда водителей эвакуаторов. Мало того что зарплату они получают за количество вывезенных авто, так еще и существует план, который нужно выполнить, чтобы не подвергнуться финансовым санкциям. Стоит ли удивляться, что среди работников эвакуаторов никто не думает о высокой цели освобождения дорог от неправильно припаркованных автомобилей, наоборот, все хотят «схватить» как можно больше легкодоступных машин и срубить больше денег. Для этой цели в ход идут различные ухищрения – и сговор с сотрудниками ГИБДД, которые штампуют постановления, и «одноразовые» знаки, запрещающие парковку, и самое популярное – невозвращение автомобиля пришедшему владельцу.

По закону, если хозяин машины появился на месте до того, как эвакуатор с погруженным автомобилем начал движение, владелец имеет право потребовать, чтобы машину ему тут же вернули. Штраф за неправильную парковку он, естественно, заплатит, но вот оплачивать эвакуацию и хранение уже не будет должен. Но ведь водитель эвакуатора ехал, потратил время и топливо, а получается, что он ничего не заработает, да и рискует план не выполнить. Так что среди эвакуаторщиков появилась мода – уж если начал, то грузить до конца, не обращая внимания на требование вернуть автомобиль.

Безнаказанное нарушение законов быстро развращает людей. Весьма красноречивые примеры автор этого материала нашел в блоге одного из правозащитников. Он приводил цитаты из общения с эвакуаторщиками во время одной из самостийных акций протеста.

«Один семь часов в машине сидел, потом слез и поехал на штрафстоянку. Там-то мы его проучили, стоял под дождем те же семь часов, а мы ему машину не отдавали».

«Какая-то девушка так бежала за своей машиной на каблуках, что упала и лицо в кровь разбила. Ну, теперь будет знать, где машину парковать».

«Надо устроить ему полную проверку по базам. Если хоть рубль бюджету должен, побегает за справками, поймет, что не прав».

Автор блога, не стесняясь, сравнивает работников служб эвакуации с садистами, которые получают удовлетворение от мучений других людей. Да и не он один: «грабеж и вымогательство» – частые и характерные отзывы о работе служб эвакуации. Неудивительно, что у водителей нашлись свои меры борьбы.

Поставь мою тачку, чувак!

Героем народного сопротивления стал москвич Константин Алтухов, которого в народе прозвали «паркмен», по аналогии с американскими супергероями. Он стал известен благодаря тому, что больше 20 часов просидел в своем пикапе, протестуя против угрозы эвакуации. Вернувшись к машине, он увидел, как ее грузят, но не растерялся и забрался в автомобиль. Транспортировать машину с людьми запрещено, поэтому эвакуатор никуда не поехал. Началась долгая борьба нервов, после которой руководство службы эвакуации все-таки распорядилось вернуть автомобиль владельцу.

После того как история Алтухова получила широкую огласку, его методом стали пользоваться и другие автовладельцы. Последователи паркмена нашлись и в нашем городе. Воронежская девушка по имени Виктория бросилась защищать свою «Ладу-Калину», неправильно припаркованную на улице Фридриха Энгельса. Сценарий повторился – эвакуатор остался на месте, был вызван наряд ДПС, вот только держать длительную блокаду девушке не пришлось – машину ей вернули довольно быстро.

Но Виктории еще повезло. В Интернете стал популярен ролик из Новосибирска, когда в аналогичной ситуации водитель эвакуатора бросил в камеру: «Мне плевать», и увез автомобиль вместе с его хозяйкой в салоне. Кроме того, в эвакуационных службах придумали и еще один ход – обращаться в полицию с ответными заявлениями на «сидящих». Есть уже и прецедент, когда одного из борцов арестовали на пять суток с мотивировкой «неподчинение требованию сотрудника полиции».

Но водители не сдаются. В ходу и средства борьбы с самой эвакуацией. Так, некоторые автовладельцы стали «привязывать» свои машины цепями к оградам, столбам и рекламным конструкциям. Эвакуаторщики с такими машинами предпочитают не связываться, потому что попытка переместить такое авто почти наверняка причинит ему вред, который потом владелец авто сможет взыскать через суд (см. подверстку). Появились в продаже и специальные «антиэвакуаторы», которые блокируют доступ к колесу и не дают манипулятору подцепить автомобиль.

Обратная реакция

Волна, которую подняли автовладельцы против эвакуации, докатилась и до Госдумы. В ноябре-декабре депутаты должны рассмотреть сразу два проекта, которые, так или иначе, поменяют механизм платной эвакуации.

Первый вариант фактически предлагает вернуться к системе, которая функционировала до 2012 года – то есть эвакуация будет бесплатной, а платить за нее станет государство. Понятно, что тогда эвакуаторы практически пропадут с городских улиц, ведь у бюджетов есть расходы и поважнее.

Второй проект хитрее – он предлагает оставить платную эвакуацию, но только в тех ситуациях, когда неправильно припаркованный автомобиль мешает движению пешеходов или других машин. Если же виновник «просто» нарушает знак или разметку, но критически не мешает проезду, то эвакуировать такие авто будет запрещено. Очевидно, что база потенциальных нарушений для эвакуации значительно снизится, но возможных злоупотреблений это не исключает. Эвакуаторщики наверняка будут стараться как-то подогнать нарушения под необходимый стандарт.

Вместо вывода

Ситуация с эвакуацией неоднозначна и с моральной точки зрения, ведь обиженной стороной в ней выступают люди, которые нарушили ПДД и далеко не правы. Общественное мнение разделилось. Кто-то считает, что беспредел с эвакуацией – справедливая кара за неправильную парковку: соблюдай ПДД, и никто тебя не тронет. Но оппоненты полагают, что даже у нарушителей есть свои права, и то, что они оплачивают штраф за неправильную парковку, уже достаточное наказание.

При этом нужно признать, что с нарушениями припаркованные авто – лишь капля в море причин возникновения пробок. Надо бы заняться инфраструктурой, дорогами, карманами, организацией движения – это более действенные методы. Да и порядок со знаками, запрещающими парковку, тоже нужно навести – ведь чтобы водители не нарушали, им нужно создать нормальные парковочные места, а не запрещать стоянку там, где кому заблагорассудится.

Ну, а пока ситуация с эвакуацией остается в несколько подвешенном состоянии, водителям лучше всего парковаться по правилам. Как говорили китайские мудрецы, самая хорошая война – это та, которой удалось избежать. И война с эвакуаторами – не исключение.

ПОД ТЕКСТ

Страховка покроет?

Еще одна глава взаимоотношений водителей и сотрудников служб эвакуации связана со случаями повреждения автомобилей при эвакуации. Они не так редки, как хотелось бы. Вопрос стал острым после еще одного прецедента. Эвакуатор с автомобилем Volkswagen Tuareg попал в аварию, дорогая иномарка перевернулась, получила «критические» повреждения. После скандала, устроенного владельцем, ситуация закончилась хеппи-эндом – компенсацию хозяин получил.

Но так бывает далеко не всегда. Повреждения от эвакуаторов обычно не столь значительные, но не менее болезненные в эмоциональном плане. В теории все перевозки застрахованы, и владелец сможет получить компенсацию; но на практике нужно доказать, что повреждения нанес именно эвакуатор, а вот с этим бывают проблемы. Никто же не фотографирует свои авто каждый день – а какие еще доказательства можно предъявить, что эта царапина и вмятина появились вследствие небрежной эвакуации? Если что, к поиску доказательств нужно будет подойти творчески.

А тех, кто застрахован по КАСКО и думает, что это обезопасит от проблем с получением компенсации, разочаруем – страховые компании не распространяют действие полиса на эвакуацию: ведь считается, что автомобиль в это время не двигался.

КСТАТИ

Как вернуть эвакуированный автомобиль

Если вы не обнаружили свой автомобиль и полагаете, что его могли эвакуировать, то последовательность действий очень проста. Нужно позвонить в дежурную часть ОБДПС Воронежа по телефону 269-60-36 и выяснить, действительно ли машину забрали на эвакуаторе и если да, то на какую из трех штрафплощадок (на улицах Острогожской, Антонова-Овсеенко или Серафимовича) ее отправили. Затем следует заехать в областное управление ГИБДД на Обручева, 3, чтобы получить копию протокола об административном нарушении. И только после этого можно ехать забирать автомобиль.

Кстати, недавно воронежская служба эвакуации перешла на круглосуточный режим работы. Так что те, кто паркуется по правилам только днем, теперь не застрахованы от повторения процедуры, описанной в предыдущем абзаце. По словам сотрудников ГИБДД, каждую ночь на смену в Воронеже выходит три эвакуатора, но до утра они успевают отвезти на штраф-стоянку около 20 автомобилей. Всего же с начала года в городе было эвакуировано около 7000 автомобилей.