Газета,
которая объединяет

Союз нерушимый

В Воронеже открылась юбилейная выставка творческого объединения художников
Рубрика: от
Автор:

В разные годы существования эта организация называлась по-разному. А родилась в 1934 году – как Воронежский областной Союз советских художников, созданный в рамках проходившей в ту пору в СССР широкой кампании по ликвидации независимых творческих союзов и созданию централизованных органов управления творческой интеллигенцией.

Новая структура стала преемником совсем еще молодого Союза художников ЦЧО, об организации которого газета «Коммуна» известила 20 декабря 1933 года. Тогда же она сообщила, что избрано правление, состоявшее из 17 человек. С этих цифр и начался отсчет биографии Воронежского отделения Союза художников России, которое в этом году отмечает восьмидесятилетний юбилей.

На двух площадках

Знаменательной дате посвящена масштабная выставка, объединившая произведения членов Союза – как ныне здравствующих, так и уже покинувших этот мир. Вернее, выставок две – в выставочных залах на Кирова, 8 и на Пушкинской, 12. А как иначе разместить то количество картин, графических листов, скульптур, предметов храмового, декоративно-прикладного и иного изобразительного творчества, которого юбилейный показ требует по определению?

Конечно, продемонстрировать весь спектр творческих возможностей членов Союза – никаких площадей не хватит. Но три сотни работ в авторстве 150 художников (воронежская организация – одна из самых многолюдных в России) – серьезная заявка на формирование лица организации, членство в которой во все времена было престижным и значимым. Наши дни такого положения вещей не изменили: люди гордятся принадлежностью к Союзу, и понять их нетрудно.

В зал на Кирова, который принял большую часть экспонатов, поздравить виновников торжества (во главе с председателем правления творческого объединения Алексеем Смирновым, выступившим в роли ведущего праздника) пришло куча народу. Официального – в том числе; на открытии звучали поздравления от областной и городской власти, депутатов, иногородних художников – представителей творческих Союзов Москвы, Липецка, Курска, Тамбова, Белгорода.

Нога в ногу

Слова Алексея Смирнова о том, что изначально Союз, созданный в Воронеже, нога в ногу шел с развитием всего российского государства, подтверждаются сюжетами выставленных картин. Некоторые из них запечатлели героику трудовых буден, известные исторические факты, перипетии военных лет и тому подобный набор, обязательный для советского художника. Такая архаика воспринимается данью этапам большого пути: чем жила страна – тем же «питались», в творческом смысле, представители ее творческой интеллигенции.

– Все невзгоды, все процессы созидания отражались художниками нашего края, – подчеркнул Алексей Ефимович. – Более подробно об этом рассказывает книга, посвященная юбилею Союза и выпущенная специально по этому случаю; мы ее презентуем завтра.

А потом пошли поздравления. Первое – от воронежского губернатора, наградившего благодарственными письмами активистов Союза. В приветствии говорится о том, что «художнику дан великий дар – видеть красоту окружающего мира и делиться этой красотой с другими людьми, пробуждать в человеческих душах возвышенные и благородные чувства».

Награды нашли героев

Одним из самых дорогих гостей и старейшим другом региональной организации назвал Смирнов Александра Грекова – секретаря Союза художников России.

– Восемьдесят лет назад произошло очень важное для Союза художников России событие, – вышел к микрофону Александр Умарович. – И дало толчок организации целого ряда отделений нашего Союза. Поэтому в этом году одно за другим идут юбилейные торжества в российских городах; уже отпраздновали в Смоленске, Твери, Оренбурге... Все мы, конечно, друг друга знаем. Знаем, кто в каком Союзе является лидером в области живописи, графики и так далее. Ваш Союз нам очень дорог, мы Воронеж ценим. И всячески способствовали воплощению на воронежской земле инвестиционного проекта, реализация которого позволила, наверное, вашей организации стать одной из самых благополучных в плане обустройства мастерских. Сегодня я еще раз посмотрел на них свежим взглядом: красивые и удобные.

Подарки, как водится, не замедлили появиться – золотые и серебряные медали «Духовность, традиции, мастерство». Ими наградили воронежских мастеров, чьи имена известны далеко за пределами региона – Владимира Гончарова, Ивана Дикунова, Александра Золотых, Юрия Утенкова, Евгения Щеглова, Владимира Анпилогова, Юрия Астапченко, Александра Лаврова, Дмитрия Савинкова, Валентину Сумину, Владимира Щедрина.

Благословение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия передал участникам и посетителям выставки священник Василий Попов – тоже член Союза художников России. В приветствии Владыка отметил, что искусство воронежских художников раскрывает божественное в человеке – помогает ему стать лучше, благороднее, возвышеннее.

Радость встречи

Назвать выставку какой-то необыкновенно яркой не решусь – мне, во всяком случае, она таковой не показалась. Видно, что соблюден принцип «всеохватности», при том многие из экспонирующихся работ вышли на зрителя не впервые. Это не критика, а простая констатация факта: коллективные показы к дате, как правило, отличаются ровностью включенных в экспозицию работ. Соответственно, открытия в таких случаях сделать трудно, но юбилейные вернисажи на то и не рассчитаны. Тут главное – показать всю сумму творческих «накоплений».

– Такие выставки дарят, прежде всего, радость встречи авторов друг с другом, – подтверждает мои соображения Евгений Щеглов. – Люди мы, к сожалению, келейные, каждый живет в своей мастерской. Наш труд – индивидуальный; это не театр, где не обойтись без партнерства. Художники встречаются и общаются катастрофически редко, поэтому здесь, в праздничной обстановке, где нет места каждодневным творческим проблемам, очень приятно находиться.

– А что-то новое ты для себя в экспозиции нашел?

– Неожиданностей здесь для меня нет. Оно и схема была выстроена такая, что мы даем вещи не обязательно новые, но – те, которые считаем нужным выставить. Даже выставком был на сей раз не сильно жесткий – больше рекомендательный.

Неподъемная страховка

– То есть, каждый автор выставил самые удачные, на его взгляд, вещи?

– Что касается меня, то – к сожалению или к радости – самые удачные выкуплены. Так что я выставил то, что есть, что нашлось в мастерской. В принципе, у меня, как у художника, счастливая судьба: нечего выставить не потому, что я не работаю. А потому, что многое покупают музеи. Вот только что Белгородский музей купил женский портрет... А если к выставке возвращаться – она не рассчитана на то, чтобы удивить зрителя, показав ему новинки. К тому ж она – отчасти ретроспективная; в экспозиции, к примеру, есть работы заслуженного художника России Юрия Петровича Санина, спасибо его вдове – два прекрасных пейзажа. Тут же картины Валеры Азовцева, Бориса Каткова… Жаль, что нет других крупных мастеров – таких, как Михаил Лихачев, Юрий Внодченко.

– А почему нет?

– Дело в том, что владельцы работ, музеи и коллекционеры-частники, не всегда охотно дают их на такие выставки. А с музеями – еще и та проблема, которая и у меня уже в перспективе нарисовалась: нужно платить страховку за музейную собственность, которую берешь во временное пользование. Это очень большая сумма; лично мне, как автору, выплатить ее нереально. Миллионы... Потом, конечно, они возвращаются, но внести-то надо живые деньги. Тут нужен могучий спонсор. А через Союз за восемьдесят лет существования столько прекрасных художников прошло, которых уже нет, что показать, хотя бы частично, творчество каждого из них абсолютно неподъемно для организации.