Союз нерушимый
В разные годы существования эта организация называлась по-разному. А родилась в 1934 году – как Воронежский областной Союз советских художников, созданный в рамках проходившей в ту пору в СССР широкой кампании по ликвидации независимых творческих союзов и созданию централизованных органов управления творческой интеллигенцией.
На двух площадках
Знаменательной дате посвящена масштабная выставка, объединившая произведения членов Союза – как ныне здравствующих, так и уже покинувших этот мир. Вернее, выставок две – в выставочных залах на Кирова, 8 и на Пушкинской, 12. А как иначе разместить то количество картин, графических листов, скульптур, предметов храмового, декоративно-прикладного и иного изобразительного творчества, которого юбилейный показ требует по определению?
Конечно, продемонстрировать весь спектр творческих возможностей членов Союза – никаких площадей не хватит. Но три сотни работ в авторстве 150 художников (воронежская организация – одна из самых многолюдных в России) – серьезная заявка на формирование лица организации, членство в которой во все времена было престижным и значимым. Наши дни такого положения вещей не изменили: люди гордятся принадлежностью к Союзу, и понять их нетрудно.
В зал на Кирова, который принял большую часть экспонатов, поздравить виновников торжества (во главе с председателем правления творческого объединения Алексеем Смирновым, выступившим в роли ведущего праздника) пришло куча народу. Официального – в том числе; на открытии звучали поздравления от областной и городской власти, депутатов, иногородних художников – представителей творческих Союзов Москвы, Липецка, Курска, Тамбова, Белгорода.
Нога в ногу
Слова Алексея Смирнова о том, что изначально Союз, созданный в Воронеже, нога в ногу шел с развитием всего российского государства, подтверждаются сюжетами выставленных картин. Некоторые из них запечатлели героику трудовых буден, известные исторические факты, перипетии военных лет и тому подобный набор, обязательный для советского художника. Такая архаика воспринимается данью этапам большого пути: чем жила страна – тем же «питались», в творческом смысле, представители ее творческой интеллигенции.
– Все невзгоды, все процессы созидания отражались художниками нашего края, – подчеркнул Алексей Ефимович. – Более подробно об этом рассказывает книга, посвященная юбилею Союза и выпущенная специально по этому случаю; мы ее презентуем завтра.
А потом пошли поздравления. Первое – от воронежского губернатора, наградившего благодарственными письмами активистов Союза. В приветствии говорится о том, что «художнику дан великий дар – видеть красоту окружающего мира и делиться этой красотой с другими людьми, пробуждать в человеческих душах возвышенные и благородные чувства».
Награды нашли героев
Одним из самых дорогих гостей и старейшим другом региональной организации назвал Смирнов Александра Грекова – секретаря Союза художников России.
– Восемьдесят лет назад произошло очень важное для Союза художников России событие, – вышел к микрофону Александр Умарович. – И дало толчок организации целого ряда отделений нашего Союза. Поэтому в этом году одно за другим идут юбилейные торжества в российских городах; уже отпраздновали в Смоленске, Твери, Оренбурге... Все мы, конечно, друг друга знаем. Знаем, кто в каком Союзе является лидером в области живописи, графики и так далее. Ваш Союз нам очень дорог, мы Воронеж ценим. И всячески способствовали воплощению на воронежской земле инвестиционного проекта, реализация которого позволила, наверное, вашей организации стать одной из самых благополучных в плане обустройства мастерских. Сегодня я еще раз посмотрел на них свежим взглядом: красивые и удобные.
Подарки, как водится, не замедлили появиться – золотые и серебряные медали «Духовность, традиции, мастерство». Ими наградили воронежских мастеров, чьи имена известны далеко за пределами региона – Владимира Гончарова, Ивана Дикунова, Александра Золотых, Юрия Утенкова, Евгения Щеглова, Владимира Анпилогова, Юрия Астапченко, Александра Лаврова, Дмитрия Савинкова, Валентину Сумину, Владимира Щедрина.
Благословение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия передал участникам и посетителям выставки священник Василий Попов – тоже член Союза художников России. В приветствии Владыка отметил, что искусство воронежских художников раскрывает божественное в человеке – помогает ему стать лучше, благороднее, возвышеннее.
Радость встречи
Назвать выставку какой-то необыкновенно яркой не решусь – мне, во всяком случае, она таковой не показалась. Видно, что соблюден принцип «всеохватности», при том многие из экспонирующихся работ вышли на зрителя не впервые. Это не критика, а простая констатация факта: коллективные показы к дате, как правило, отличаются ровностью включенных в экспозицию работ. Соответственно, открытия в таких случаях сделать трудно, но юбилейные вернисажи на то и не рассчитаны. Тут главное – показать всю сумму творческих «накоплений».
– Такие выставки дарят, прежде всего, радость встречи авторов друг с другом, – подтверждает мои соображения Евгений Щеглов. – Люди мы, к сожалению, келейные, каждый живет в своей мастерской. Наш труд – индивидуальный; это не театр, где не обойтись без партнерства. Художники встречаются и общаются катастрофически редко, поэтому здесь, в праздничной обстановке, где нет места каждодневным творческим проблемам, очень приятно находиться.
– А что-то новое ты для себя в экспозиции нашел?
– Неожиданностей здесь для меня нет. Оно и схема была выстроена такая, что мы даем вещи не обязательно новые, но – те, которые считаем нужным выставить. Даже выставком был на сей раз не сильно жесткий – больше рекомендательный.
Неподъемная страховка
– То есть, каждый автор выставил самые удачные, на его взгляд, вещи?
– Что касается меня, то – к сожалению или к радости – самые удачные выкуплены. Так что я выставил то, что есть, что нашлось в мастерской. В принципе, у меня, как у художника, счастливая судьба: нечего выставить не потому, что я не работаю. А потому, что многое покупают музеи. Вот только что Белгородский музей купил женский портрет... А если к выставке возвращаться – она не рассчитана на то, чтобы удивить зрителя, показав ему новинки. К тому ж она – отчасти ретроспективная; в экспозиции, к примеру, есть работы заслуженного художника России Юрия Петровича Санина, спасибо его вдове – два прекрасных пейзажа. Тут же картины Валеры Азовцева, Бориса Каткова… Жаль, что нет других крупных мастеров – таких, как Михаил Лихачев, Юрий Внодченко.
– А почему нет?
– Дело в том, что владельцы работ, музеи и коллекционеры-частники, не всегда охотно дают их на такие выставки. А с музеями – еще и та проблема, которая и у меня уже в перспективе нарисовалась: нужно платить страховку за музейную собственность, которую берешь во временное пользование. Это очень большая сумма; лично мне, как автору, выплатить ее нереально. Миллионы... Потом, конечно, они возвращаются, но внести-то надо живые деньги. Тут нужен могучий спонсор. А через Союз за восемьдесят лет существования столько прекрасных художников прошло, которых уже нет, что показать, хотя бы частично, творчество каждого из них абсолютно неподъемно для организации.