Газета,
которая объединяет

В поисках альтернативы

Готова ли воронежская промышленность вытеснить с рынка зарубежных производителей?
Рубрика: от
Автор:

На днях в Иваново премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное развитию текстильной и легкой промышленности. Понятно, что основной его целью было определить конкретные шаги, которые позволили бы не только улучшить состояние дел в отрасли, но и обеспечить импортозамещение текстильной продукции на внутреннем рынке.

Еще не так давно Воронежской области тема совещания была бы интересна, как никакая другая. Фабрики «Работница», «Прогресс», да тот же «Промтекстиль» очень нуждались в государственной поддержке.

Наладить кооперацию

Сегодня же, пожалуй, воронежскую текстильную промышленность на отечественном рынке представляет только ОАО «Борисоглебский трикотаж». Но у предприятия довольно ограниченная номенклатура производимых изделий. Плюс, если верить данным с сайта компании, работает оно на европейском оборудовании, следовательно, вопросы импортозамещения здесь если и будут решаться, то весьма условно – до тех пор, пока производители Евросоюза будут проводить обслуживание этого оборудования и поставлять для него необходимые запчасти.

Впрочем, сказать, что вопросы импортозамещения для региона сегодня стоят на втором плане, нельзя. Они регулярно поднимаются на уровне правительства Воронежской области, на эту тему недавно губернатор Алексей Гордеев беседовал со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и проводил многочисленные встречи и совещания.

Одно из них, касающееся производства импортозамещающей продукции для нужд агропромышленного комплекса, прошло буквально несколько дней назад. В его ходе глава региона вместе с председателем Общественной палаты Воронежской области Александром Соловьевым и председателем совета директоров ОАО «Воронежсельмаш» Григорием Чуйко обсудили вопросы создания производства расходных материалов и запасных частей, не уступающих по качеству импортной продукции.

– Задача сейчас – сделать так, чтобы создать конструкцию взаимоотношений, дорожную карту, чтобы начать процесс. Разные могут быть шаги и подходы. Необходимо налаживать кооперацию, взаимодействие с холдингами, рассматривать возможности по привлечению кредитных ресурсов, – сказал Алексей Гордеев.

По информации управления по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области, Александр Соловьев выступил также с инициативой по созданию на базе завода «Воронежсельмаш» или других производственных площадей региона конструкторских объединений и многопрофильных предприятий, которые смогли бы создавать недостающее наукоемкое оборудование.

Летать без замещения

Возможности по производству на воронежских площадках импортозамещающего оборудования обсуждались, к слову, и в ходе визита в Воронеж председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера. Руководитель газового холдинга тогда отметил, что воронежские предприятия могут производить импортозамещающую продукцию для «Газпрома» аж по 120 позициям. И это – при том что предприятие уже сегодня более чем на 90% использует отечественное оборудование.

Серьезным подспорьем для развития импортозамещения в Воронежской области могла бы стать государственная поддержка отечественной авиационной отрасли. Начни авиакомпании закупать отечественные лайнеры, можно было бы решить массу проблем. И – спрофилактировать возможные проблемы в будущем – по типу иранских, когда США запретили Boeing продавать в исламскую республику лайнеры и обслуживать уже проданные. Однако в конце прошлой недели министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что поддержка авиационной отрасли для государства сейчас не является приоритетной задачей.

Впрочем, по словам члена бюро правления ОООР «Союз машиностроителей России» Сергея Недорослева, в таком подходе есть свое рациональное зерно.

– К сожалению, российским авиакомпаниям много дальнемагистральных самолетов не нужно, поэтому разрабатывать конкурентоспособный авиалайнер такого класса имеет смысл только с прицелом и на другие рынки, – отмечает он.

Рынков же этих сегодня нет, а для развития воронежского импортозамещения в авиационной отрасли разработка дальнемагистральных самолетов интересна, пожалуй, в первую очередь.