Газета,
которая объединяет

Свобода выбора

Граждане ДНР и ЛНР проголосовали в Воронеже
Рубрика: от

В минувшее воскресенье состоялись выборы глав самопровозглашенных республик ЛНР и ДНР. Воронежская область стала одной из трех российских, на территориях которых работали избирательные участки для беженцев из зоны боевых действий. По некоторым данным, в наш регион из этих мест приехало более десяти тысяч человек.

Стационарный участок открылся в восемь утра в воронежском микрорайоне Сомово, на территории лагеря отдыха «Голубой экран». Избирательные «пункты» Луганской и Донецкой республик функционировали порознь; их расположили на разных этажах лагерного корпуса №2.

Резервные силы

– Как вы понимаете, сформировать списки избирателей в сложившейся ситуации было очень сложно, – пояснила журналистам председатель территориальной избирательной комиссии Луганской народной республики Вера Куленко. – Мы приглашали людей на выборы через СМИ, через Интернет, по телевидению. Да и «сарафанное радио» никто не отменял: использовали все, что можно было использовать в наших условиях. Досконально заранее подсчитать всех, конечно, было нереально. Мало того, что в связи с известными событиями в Россию уехало очень много людей, так они еще потом и перемещались – и по территории области, и за ее границы. Есть и те, кто вернулся домой – в ДНР или ЛНР.

По словам Веры Куленко, о своем желании голосовать в избирательную комиссию ЛНР предварительно заявили чуть более двух тысяч человек. Однако избирательные комиссии позаботились о резервных бюллетенях – на случай, если количество избирателей превзойдет прогнозы. Часть этого резерва пригодилась, причем буквально на глазах журналистов: на воронежский участок прибыл автобус с липецкими избирателями. Ничего удивительного: область-то – соседняя с нами, вполне естественно, что и там оказалось много выходцев из ДНР и ЛНР.

Бюллетени хоть и считали на месте, но впоследствии доставляли в центральные избирательные комитеты – то есть, в Луганск и Донецк. Сообщить подробности процедуры доставки журналистам отказались; ответственные люди сослались на то, что «опасаются провокаций».

До полного завершения

Председатель ТИК Донецкой народной республики Людмила Дахно рассказала прессе, что уже по состоянию на 9.15 утра на ее участке проголосовали 40 человек. Как и положено на выборах, в нашу область предварительно приходил из Донецка и Луганска информационно-агитационный материал, призванный рассказать беженцам о политических силах, претендующих на высокие посты в непризнанных республиках.

– Если даже на момент закрытия участка, в 20 часов, здесь будут находиться избиратели, мы обязаны дать возможность проголосовать всем, – заявила Вера Куленко. –Мы не имеем права закрыть участок до полного завершения процедуры.

На участках присутствовал эксперт-наблюдатель из Европы – преподаватель истории Будапештского университета Гобор Дьени. Он приехал на выборы, чтобы написать научную работу об украинском политическом кризисе. Представитель Венгрии рассказал, что пообщался с жителями ДНР и ЛНР и что они «действительно многое пережили». По мнению Гобора, эти люди вправе сами выбирать лидеров республик. При том, правда, историк заявил, что Европа не признает законными данные выборы по политическим причинам.

Европейское мнение

– Я убедился в том, что здесь действительно происходит свободное волеизъявление народа, – отметил Гобор Дьени. – Встреча с жителями ДНР и ЛНР оказалась первой в моей жизни встречей с жертвами войны. Она потрясла меня. Я слышал страшные истории. Это очень тяжелый жизненный момент, прекрасно понимаю чувства и мысли людей, понимаю их гнев и их выбор. Я солидарен с теми, чьи жизни фактически оказались разрушенными войной. Хочется сделать все возможное, чтобы европейцы узнали о судьбах этих людей. Моя задача – донести правду о том, что происходит на постсоветском пространстве.

Услышав вопрос «не боитесь ли вы, что киевская власть внесет вас в какие-нибудь «черные списки», Гобор искренне удивился: «Почему они должны так поступить?».

– Если они это сделают, то докажут, что им плевать на европейские ценности, – рассудил историк. – Потому что фундаментальная европейская ценность – свобода. Свобода слова, свобода мнений. У меня тоже есть свое мнение, в правильности которого я лишний раз убедился здесь...

Александр ВОЛКОВ