Иногда они изменяются
В главном концертном зале Сити-парка «Град» Event-Hall выступил легендарный «Сплин». Петербургские рокеры стали любимцами самой разношерстной публики практически сразу после своего появления. И востребованность их музыки со временем ничуть не ослабевает.
Космические полотна
Воронежский концерт, однако, изначально не предполагал исполнения затертых до дыр «бэстов». Выступление прошло в рамках презентационного тура нового двухчастного альбома «Резонанс». Первая часть лонгплея появилась в продаже весной, вторая – осенью. И группа сразу же поехала на гастроли – «живьем» показывать свежеиспеченную пластинку.
Event-Hall собрал весьма много народу – преимущественно, интеллигентного и вдумчивого. Все-таки песни группы адресованы тому слушателю, у которого нет дефицита серого вещества. С другой стороны, с годами ставший более плотным саунд кое-где непременно несет с собой пресловутый рок-н-ролльный драйв. На выходе получаем беспроигрышный с точки зрения восприятия музыкальный коктейль: в одном флаконе подаются компоненты «попрыгать» и «подумать».
Что изменилось с тех пор, когда «Остаемся зимовать» и «Романс» звучали из каждого утюга? Группа стала круче. Это объективный факт. Если раньше «Сплин» демонстрировал преимущественно усредненное звучание, беря публику за счет хороших песен и неповторимой «сплиновской» оптики, то сейчас ко всему этому добавился «фирменный» звук. «Космические» полотна, создаваемые музыкантами, давно готовы к тому, чтобы существовать без вокала.
С воздушными шарами
С вокалом, кстати сказать, возникла интересная ситуация. Вышло так, что музыка поменялась, а манера пения Александра Васильева осталась прежней. По сравнению с записями десяти- и пятнадцатилетней давности, голос у Васильева стал чуть выше. Но проблема отнюдь не в этом.
Как правило, группы, музыка которых претерпевала всевозможные трансформации от альбома к альбому, заодно меняли и манеру исполнения певцов. В случае же со «Сплином» возникло субъективное ощущение, что голос как будто записали десять лет назад, а музыку к голосу – сейчас. Будем называть вещи своими именами: некое однообразие тембров «поддавливало», несколько мешая воспринимать весьма интересный материал.
В начале исполнения одной из песен фэны устроили флеш-моб: синхронно повыкидывали на сцену много-много воздушных шариков. «Спасибо, это очень здорово», – сдержанно, но живо отреагировал на такой ход событий Васильев. Собственно, говорил Александр немного, но точно и к месту. «Отрывался» тоже строго дозированно, но явно искренне. А почему не получить удовольствие от собственной музыки, когда ничто этому не мешает? Звук – чудесный, зал – красивый, поддержка – горячая. Тепличные, буквально, условия.
Пошли дальше
Кое-кто из фанатов не преминул прикупить предлагаемый на концерте официальный мерчендайз группы. И выплясывал под «Шахматы» и «Красоту» уже в маечках, оформленных под стать дизайну обложек нового альбома. Диски тоже привезли, причем по вполне гуманной цене – 500 руб. Во многих магазинах эти пластинки стоят дороже: издания-то – навороченные и, в своем роде, уникальные. А вот сингл «Мороз по коже», выходивший в начале года ограниченным тиражом на CD, похоже, уже закончился. Во всяком случае, на концерт его не привезли. Но поискать остатки в магазинах пока еще есть резон.
Желающие иметь новые творения «Сплина» у себя в коллекции наверняка найдутся. Ведь то, что «новье» воспринимается не хуже «золотого старья», концерт доказал совершенно явно. Народ живо реагировал на «резонансные» вещи, особо теплым отношением выделяя хиты – «Мороз по коже» и «Оркестр». Группа в ответ «проколбасила» больше двух часов – иногда без пауз между композициями.
Назвать «Сплинов» каким-нибудь избитым термином типа «герои рок-н-ролла» Заратустра не позволяет. Ну, какой там, к черту, рок-н-ролл – коллектив давно перерос эти игры. И пошел дальше. Что неудивительно. По-хорошему удивительно другое: что публика пошла вслед за любимыми музыкантами. Хотя, безусловно, кто-то «остался зимовать», рассуждая, что раньше песни были проще, воздух чище, а небо выше. Но процент «продвинутых» все же не мал.
Это не значит, что новый «Сплин» обязан нравиться всем, кто хоть немного разбирается в музыке. Вовсе нет. Эти музыканты теперь готовят довольно специфическое блюдо. И «Резонанс» попадет в резонанс отнюдь не с каждым. Но совершенно точно есть определенная категория людей, которая полюбит и оценит эти вещи. Объективно говоря – есть за что. А дальше – уже споры о вкусах.