Газета,
которая объединяет

Вот – новый разворот

Как будут работать воронежские маршрутки
Рубрика: от
Автор:

Не так давно стало известно, что действующая в городе маршрутная сеть доживает свои последние месяцы. Довольно скоро произойдет планомерное изменение маршрутов и одновременная оптимизация сети в целом.

ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (Москва) разработал для Воронежа рациональную маршрутную сеть общественного транспорта еще более года назад. Однако пока кардинальных изменений город не увидел. Корреспондент «Берега» встретился с руководителем городского управления транспорта Владимиром Анисимовым с тем, чтобы из первых уст получить информацию о грядущих переменах.

– Владимир Александрович, когда планируется начать и закончить реформирование действующей маршрутной сети? Будет ли она меняться в соответствии с планом, утвержденным специалистами Научно-исследовательского института автомобильного транспорта, или возможны существенные корректировки их разработок?

– Да, мы в целом с ней согласились, внеся лишь небольшие изменения. Результаты работы института мы официально опубликовали и попросили воронежцев сделать необходимые, по их мнению, замечания. Получили порядка четырех тысяч обращений за три-четыре месяца. Схему критиковали в основном за исключение того или иного маршрута. Или за то, что его направление было существенно изменено. В итоге мы процентов на десять подкорректировали первоначальный вариант. Эта сеть и была утверждена в 2013 году приказом руководителя управления транспорта и с тех пор не пересматривалась: мы считаем ее оптимальной. И не только мы: тот же московский институт говорит, что в Воронеже – одна из самых совершенных маршрутных сетей среди городов-миллионников.

– В чем же тогда будет заключаться реформирование общественного транспорта?

– В постепенном сокращении количества автобусов малой вместимости. Мы заменим их средними или большими. Собственно, столичные специалисты это и предлагали: поставить на линию, грубо говоря, вместо сорока «Фордов» десять больших автобусов. Мы, выслушав пожелания горожан и проведя собственную аналитическую работу, частично с этим согласились. Частично потому, что десяток автобусов большой вместимости – все-таки не очень адекватная замена. Надо двенадцать-пятнадцать – и тогда все будет хорошо: и интервал приемлемый, и наполняемость автобуса в норме.

– А как быть с пробками? Маленькие автобусы – и то создают заторы. Что же будет, когда центр окажется заставленным неповоротливыми громадинами?

– Я слышал о таких разговорах, но это заблуждение. В городе сейчас работает чуть больше 2000 единиц подвижного состава. Новая сеть предусматривает работу 1300 единиц. От такого сокращения улично-дорожная сеть только выиграет. Интервал движения будет не две-три минуты, как сейчас, а – порядка шести-восьми. Да и один большой автобус с меньшей долей вероятности создаст аварийную ситуацию, чем пять-шесть «Газелей», которые он заменит.

Пассажиропоток диктует

– «Газели», «Форды», «Пежо» и прочие маленькие автобусы полностью исчезнут с воронежских улиц?

– Конечно, нет. У нас есть такие направления, где просто по геометрическим параметрам невозможно запускать что-то более вместительное. Кроме того, есть маршруты, которые не имеют нужного для автобусов большой вместимости пассажиропотока. Скажем, улицы Беговая, Зеленко, Землячки нельзя назвать густонаселенными, но транспорт там, естественно, необходим. На сегодняшний день в Воронеже – порядка полутысячи автобусов особо малой вместимости. Городу столько не нужно: половины от этого количества будет вполне достаточно.

– В отдаленных уголках вроде Шилово и Борового не планируется открытие дополнительных маршрутов?

– Все зависит от пассажиропотока. Вы привели весьма показательные примеры. Боровое несколько лет обслуживал только маршрут №90. И до определенного момента этого хватало. Но сейчас, в связи со сдачей новых жилых кварталов, возникла необходимость в появлении второго маршрута. Новый мы делать не стали, а просто продлили туда автобус №11. То же самое и с Шилово: пока мы только увеличили количество машин на маршруте №113, но, видимо, в ближайшие три-четыре месяца придется открыть еще один маршрут. Там, где пассажиропоток требует дополнительной техники, она обязательно будет. Либо в виде дополнительных машин на существующих линиях, либо в виде нового направления.

Восстание машин

– Вернемся к схеме. Она ведь предусматривает не только замену «маленького на большое», а еще и сокращение части маршрутов. Они действительно будут ликвидированы?

– А они уже сокращены. Год назад в городе было 143 маршрута. НИАТ предлагал оставить в Воронеже 96 маршрутов, мы – 103. Сейчас действующих линий – 125. Мы уже сократили такие маршруты, как №29, 30, 35, 36, 40, 95, 100, и др. Оставшиеся «лишние» маршруты просто не будем включать в конкурсную документацию.

– Некоторые линии никто не отменял, а они исчезли сами собой. Видимо, из-за проблем у фирм-перевозчиков. К примеру, №1 и №121. Стоит ли ждать «возрождения» этих направлений?

– Что касается №121, то в новой маршрутной схеме он будет. Маршрут был популярный и востребованный. Просто, как вы правильно заметили, перевозчик в какой-то момент не смог его обслуживать. Пример с «единичкой» – верный, но неоднозначный. Дело в том, что ровно год назад мы уже были вынуждены оперативно передать обслуживание маршрута другой организации, у которой на тот момент были все возможности для работы. Но теперь, спустя год, и у этого предприятия возникли проблемы. Буквально в данный момент выясняем, что не так с маршрутом. Почему уже второй перевозчик не может на нем работать? Если поймем, что с пассажиропотоком все в порядке и никаких препятствий для работы нет, – передадим другому предприятию. Если обнаружим, что неудачно выстроена сама схема движения – поменяем ее.

Ночное рандеву

– Когда планируется проведение конкурса по перераспределению маршрутов?

– Глава города поставил нам задачу провести конкурс в IV квартале 2014 года. Если технически успеем – проведем. Если нет, то все произойдет не позднее I квартала 2015 года. В любом случае, это вопрос ближайших трех-четырех месяцев.

– Не возникнет ли таких ситуаций, при которых «старые» владельцы маршрутов уже прекратят обслуживать свои линии, а «новые» еще не начнут работать?

– Сейчас все договоры с перевозчиками заключены с формулировкой «до процедуры проведения конкурса». То есть договоры – временные. Если по какому-то из лотов конкурс не состоится, то прежние предприятия будут обслуживать эти маршруты и дальше. До нового конкурса; через несколько месяцев мы повторим процедуру.

– В момент обсуждения с Московским НИАТ «перестройки» маршрутной сети говорилось о необходимости стабильной работы городских маршрутов как минимум до 23.00. Что мешает ввести для перевозчиков такое обязательство уже сейчас?

– Ничего не мешает – автобусы так и работают. Некоторые ездят еще дольше, особенно это касается машин малой вместимости. Водителей стимулирует компенсирующая надбавка – повышенный тариф, который действует после десяти вечера. Проблемы возникают в удаленных районах – Шилово, Малышево, Никольское. Там – по одному перевозчику, и «Газелей» с «Фордами» у них нет. Владельцам маршрутов нерентабельно использовать по ночам большие машины – пассажиров-то мало. И мы вынуждены за такими маршрутами пристально следить. Все автобусы в городе оборудованы системой «ГЛОНАСС», поэтому вычислить местоположение автобусов несложно. К счастью, таких проблемных маршрутов немного.

Без экспериментов

– Были случаи, когда вместо автобусов большой вместимости крупные перевозчики пытались выпускать на маршруты маленькие машины; очень непродолжительное время, например, «Пежо» работали на №16В. Насколько это оправдано?

– Это оправдано экономически: предприятию выгоднее пустить пять маленьких автобусов вместо одного большого. Но нам как организаторам перевозок нецелесообразно следить за пятью машинами вместо одной. Поэтому от такой практики отказались. Перевозчикам мы запретили экспериментировать. Пассажиропотоки давно изучены.

– Смогут ли после конкурса продолжить работу старые большие автобусы европейского производства, пригнанные в Воронеж около десятка лет назад? И менее старые, но уже довольно «убитые» «Газели», которые появились в тот же период?

– В конкурсе прописываются баллы за возраст машины: чем новее автобус, тем выше балл и больше шансов победить. А обновлением состава мы считаем только приобретение новой техники. Перевозчики, бывает, спрашивают: «У меня есть двадцатилетний «Вольво», а если я пригоню пятнадцатилетний «Вольво» – будет ли это считаться обновлением?» Мы отвечаем, что нет. После заключения договора перевозчик будет обязан приобретать ежегодно определенный процент новой техники. Новой – то есть выпущенной в текущем или как минимум в прошлом году. Сейчас 90% парка машин большой вместимости в Воронеже – старые автобусы. Поменять такое количество единиц за год ни один перевозчик не в состоянии. Поэтому процесс замены будет идти поэтапно. Мы ставим для себя задачу обновить за четыре года парк полностью. Насколько интенсивно – зависит от размера тарифа на проезд.

Экономия должна быть

– Кстати, о тарифе. Многие воронежцы встревожены слухами о повышении стоимости проезда. Принято ли решение о конкретной дате повышения, согласована ли цифра?

– Конкретную цифру (предельную величину тарифа – прим. авт.) утверждает областное управление по тарифам. Именно в это управление перевозчики раз в год подают документы, в которых математически расписывают экономически обоснованный тариф. Весной этого года такая процедура состоялась, тариф был на рубль увеличен. Думаю, что новый пересмотр стоимости проезда произойдет не раньше января 2015 года.

– Разделения цены в зависимости от типа автобусов снова не будет?

– Надеюсь, будет. Я считаю, что такое разделение необходимо. Автобусы малой вместимости – как правило, машины повышенной комфортности. Скорость их передвижения выше. Поэтому и проезд должен стоить дороже. Кроме того, для некоторых пассажиров разница в ценах является стимулом пользоваться большими автобусами – люди хотят экономить. Сегодняшний уравненный тариф – упущение перевозчиков. В документах, которые они подавали в управление по тарифам, не было сделано разбивки по типам автобусов. Управление и посчитало, что раз так, значит, экономика у разных автобусов примерно одинакова.

– Фирмы, работающие на рынке, настаивают на том, чтобы в грядущем конкурсе было больше лотов. Планируете пойти им навстречу?

– Насколько я знаю, обращение с просьбой увеличить количество лотов действительно готовится. Мы пока предлагаем девять лотов – достаточно крупных, сбалансированных, включающих как коммерческие маршруты, так и социальные. Можем и увеличить их число, но только если перевозчики дадут обоснования такого шага. Если объяснят, к примеру, почему 18 лучше, чем 9, что ж, рассмотрим и такой вариант.

– Ну, и напоследок – нельзя обойти тему чистоты в автобусах. Многие ведь выходят на линию грязными: стекла забрызганы, салон не убран и так далее.

– В новых договорах будут очень жестко прописаны санитарные нормы – вплоть до прослушивания музыки и курения за рулем. Сегодня же наш линейный отдел, а это всего девять человек, физически не в состоянии проконтролировать две тысячи единиц техники. Но, тем не менее, весь отдел – с утра до вечера на линии. С внешним видом транспорта, в большинстве своем, мы справились – убрали «лохмотья» с бортов автобусов. С этого лета начали активную борьбу за порядок в салонах. Которую, конечно, продолжим «до победного».