Газета,
которая объединяет

Санкции на перелом

Рубрика: от
Автор:

Что же реально произошло на этой неделе в вопросах санкционной истерии по поводу России? Нет, я не говорю о формальном факторе, который можно обозначить как отказ стран Евросоюза снять с России санкции или ослабить их. Я говорю о «междустрочье».

Вдумайтесь: впервые за долгое время члены ЕС заговорили о том, чтобы не ужесточить давление на РФ, а ослабить его. И то, что они этого не сделали, уже не имеет значения. Налицо – смена вектора европейской политики, причиной чему лишь отчасти является изменение вектора политики российской.

Европейцы – народ более чем прагматичный. И, в отличие от США – имеющий с нами тесные и давние экономические связи. Ну, подумаешь, запретила Россия в рамках контрсанкций завозить «ножки Буша» – поверьте, экономика Соединенных Штатов от этого не пострадает. Для европейских же государств запрет поставок ряда продуктов питания стал довольно болезненным. А тут еще российские должностные лица вдруг заговорили о том, какой импорт может быть еще запрещен! Разумеется, заговорили в сугубо гипотетическом контексте. Но должности этих людей предполагают, что просто так они говорить ничего не будут. И Европа призадумалась…

Вообще, бизнес ЕС уже давно пытается достучаться до собственных властей и объяснить, к каким последствиям для экономики их стран может привести война санкций. Рынок­-то – большой, Россия найдет новых поставщиков по подавляющему большинству номенклатуры, подпавшей под санкции (и контрсанкции) продукции, а что-­то сможет производить и самостоятельно. В итоге к тому моменту, как санкции будут сняты (а они будут сняты, по крайней мере, в отношении Евросоюза об этом можно говорить с уверенностью), вчерашние партнеры российских предприятий смогут и не вернуться на местный рынок – их ниша будет уже занята. Китаем, Аргентиной, Буркина­-Фасо – неважно.

Плюс не надо сбрасывать со счетов энергетический аспект. США, конечно, Евросоюзу друг и старший брат. И у старшего брата есть сжиженный газ, который он очень хочет по высокой цене поставить своим партнерам. Вот только они, как уже говорилось, до мозга костей прагматичны и понимают, что выгоды в этом – ни на грош, одни убытки. И терять надежного поставщика, коим всегда был «Газпром», в данной ситуации было бы неразумным.

Нет, европейцы, естественно, не боятся прекращения поставок газа в ближнесрочной перспективе. Даже если российские власти встанут в позу и перекроют вентиль, то запасов из подземных хранилищ хватит с лихвой, чтобы пережить предстоящую зиму. Но вопрос же – не в одной конкретной зиме. Вопрос­то – стратегический. А в стратегическом плане Россия уже дала понять, что может ожидать Европу при продолжении конфронтации – данные по объемам поступающего в ряд стран ЕС газа в последние месяцы свидетельствует об этом более чем красноречиво. Поэтому Европе кровь из носу необходимо искать пути выхода из сложившейся ситуации. Ситуации – не той, что на юго­востоке Украины (хотя именно за этой ширмой предпочитают прятать проблемы в российско-­европейских отношениях политики из ЕС), а той, что внутри государств. Там, где пересекаются экономические интересы Евросоюза и РФ.

Выход здесь может быть только при сохранении лица обеих сторон конфликта. Соответственно, «старушка-­Европа» просто не имеет права взять да в одночасье объявить об отмене санкций – она, как порядочная женщина, должна сначала поломаться. Россия же, не исключено, будет ждать долго. Но с каждым месяцем ожидания все дальше и дальше отстранять от себя «строптивую партнершу». Однако игра эта – как семейная ссора, при которой никто из участников даже не думает о разводе. Поэтому в конце концов все равно помирятся. Когда – зависит от того, насколько настойчиво будет вмешиваться в конфликт «молодых» «теща» в лице США. Которая, как и положено в классическом анекдоте, сама и подготовила почву для конфликта.

Штаты, к слову, о санкциях в последние недели – тоже ни гу-­гу. В Белом доме привыкли, что любое их действие сразу же дублируется властями Евросоюза. Однако, видимо, в Вашингтоне поняли, что на этот раз могут остаться в полном одиночестве. А это – опасно. Не тем, что страна останется без привычной компании, а тем, что «младший брат» демонстративно не поддержит решение «старшего родственника», что пошатнет его авторитет.

Так что на текущей неделе произошло то, что и должно было рано или поздно произойти. Из украинского конфликта плавно была исключена сама Украина, а в ссоре определились все реальные участники. «Незалежная» же в этой семье, где есть традиционные муж, жена и теща, оказалась неудовлетворенной жизнью подругой жены, которая отравляет жизнь «молодым» и которой, как правило, жертвуют в угоду семейному уюту. Когда ею пожертвуют окончательно – покажет время. Не исключено, что ближайшее...