Газета,
которая объединяет

LOST герои

Всегда жду приближения 27 августа. Чтобы приурочить ко Дню кино – звучит как корейское имя! – хотя бы колонку. Ведь именно кино сегодня является тем искусством (по Оскару Уайльду), за которым вынуждена следовать жизнь.

Эх, жизнь сейчас далеко отстала от кино, а наша российская жизнь – особенно. Хотя бы потому, что лучшее кино – западное, американское. Но догонять придется, может быть – через силу. Ибо в феноменальном мире не бывает ничего лишнего. За «Бесами» Достоевского пришла революция 17-­го года, за аварией на четвертом бункере в «Сталкере» Тарковского следует Чернобыль, а за придуманной войной в Албании («Хвост виляет собакой») – бомбежки Югославии.

Эти примеры – так, чтобы порадовать ваше воображение. На самом деле любой настоящий фильм социально предсказателен. Ведь кино вырастает из того плода, что уже зачат нами в реальном мире, но родится еще Бог весть когда. Фильм – это картинка с УЗИ плода, перекодированная в сюжет творческой интуицией авторов.

Расскажу о своем любимом на сегодня кино. Сам до конца не знаю, в чем дело, но когда из кромешной темноты на меня наплывают четыре белые буквы LOST, я готов отложить любые дела, хотя знаю этот фильм­-сериал почти наизусть. Но надо же объяснить свою манию чем­-то помимо постыдного равнодушия к домашним делам. Вот и постараюсь. Конечно – это любовь, с чего и следует начать. Не та любовь, что разит из-­за угла финским ножом, а которая возникает как атмосфера, а потом уже разит практически пленного тебя.

Русский вольный перевод: «Остаться в живых» – уводит зрителя в неверном направлении. LOST – это Пропавшие. Чувствуете разницу? Фильм не о том, кто же останется последним героем? LOST о том, что все изначально пропали. И теперь с этим надо жить. Начинается же все с того, как после авиакатастрофы над Тихим океаном пассажиры не отправляются на дно кормить рыб, а обнаруживают себя на таинственном острове.

Главных персонажей около дюжины, в одной серии, как правило, фигурируют не больше 5-­6. Если что­-то происходит (лодка на горизонте пригрезится или кабан из джунглей нападет), то обязательно с кем-­то из них. Остальные бывшие пассажиры (а в начале спаслось 48 человек) – только массовка за спинами этих героев. Несправедливо? Конечно. Надуманно? А вот тут – стоп! Каждый из нас для себя самого является центром мироздания, это понятно. Но если наводить на человечье общество социальную оптику, вы заметите, что с одними все время что­то случается, а другие будто совсем не двигаются по жизни. По-­моему, вынужденный прием повествования об избранных продюсеры LOST превратили в остроумную метафору.

В конце первого сезона один вырвавшийся из безликой массовки учитель-­химик обрушивается на героев от имени всех «серых мышек». Пользуясь тем, что он единственный специалист по динамиту (его нашли на развалинах корабля 19 века и решили применить для откупорки некоего загадочного люка, чтобы спрятаться в нем от злых аборигенов Острова), учитель отыгрывается по полной. «Назад! – кричит он героям, приведшим его к остову корабля. – Вы когда­-нибудь держали в руках динамит? Думаете, важно только, что с вами происходит? Ну-­ка, принцесса, кинь мне свою рубашку...»

Это звездный час человека из толпы. В следующую минуту его разрывает на части. Динамит или суетная спесь? – решайте сами.

Истина в том, что несколько избранных на самом деле достойны интересной жизни. А крикливый учитель – только интересного финала, что уже немало.

В нескольких героях представлены все типы людей, которые, в общем, заслуживают внимания, вот так вот. Недаром Федеральный университет Флуминенсе (Бразилия) предлагал студентам социологический курс лекций на основе сериала.

Его рассматривают как модель современного мирового сообщества (благо там есть все – и негры, и белые, и арабы, и китайцы, и даже русские, один, к слову, с фамилией Радзинский), стремящегося к глобализации. Группа людей разных национальностей и вероисповеданий обязана установить какой­-то тип политической иерархии, чтобы выжить. Студенты исследуют, как и когда «потеряшки» начинают осознавать себя как консолидированное сообщество. Как они действуют против «оппозиции» в лице «Других» (отличное название для злых аборигенов). Как борются против предубеждений, привнесенных из прошлого?

Прошлое – это небытие, где первородный грех. А жизнь, как напоминают нам сигаретные пачки, только заминка перед смертью. Заметим, пассажиры самолета – не первая группа, пропавшая на Острове. Взять тот же фрегат из 19 века. Примечательно, что от его команды остался один нестареющий смотрящий: чем дальше от него, тем сильнее 19 век воспринимается как наша сказочная «золотая» эпоха. И в известном смысле мы все (как герои LOST) не живы, потому что, как пел Тальков, «нельзя это жизнью назвать». Кто не пропавший, того вообще не существует. Или тот (третий вариант) – в раю. А это другое кино.