Газета,
которая объединяет

Там – чудеса!

Дивногорье предлагает туристам новый маршрут
Рубрика: от
Автор:

Двадцать объектов – экспонатов ландшафтной выставки, открывшейся на минувшей неделе в рамках фестиваля современного искусства «Чернозем» – украсили территорию музея-заповедника «Дивногорье». Где, собственно, фестиваль и открылся – демонстрацией двухнедельных усилий работы арт-резиденции, реализовавшей основной проект под названием «Если бы…» и три спецпроекта – «Мифологемы», «В поисках Чевенгура. В поисках пространства», «Духи ветра».

Теперь на всеми любимых дивногорских мелах прописались видеоинсталляция «Птицы» Лизы Коноваловой, минималистичные конструкции «Арка» в авторстве Бахыт Бубикановой, «Раковина», которую изваял Николай Алексеев, «Дворец двух крюков», построенный Иваном Горшковым, «Дневник Дона», написанный все той же Коноваловой, и «Плитка тротуарная с текстом», выложенная Александром Повзнером.

Параллельная реальность

Компанию перечисленным трудам составили масштабные арт-объекты – «Лист» Сырлыбека Бекботаева, «Границы Хазарии» Валерия Мишунина и «Идентификация» Натальи Тимофеевой. Эти произведения завоевали значительную часть дивногорского пространства. А чего ради?

Куратор основного проекта «Если бы…» Яна Малиновская рассказала о его концепции, остановившись на необычном названии.

– «Если бы» – пространство, где художник может создавать другие реальности, место для всего, – пояснила Яна. – Проект инспирирован замечанием теоретика искусства Бориса Будена о пространстве «Если бы», определяемого им как «особая параллельная реальность и пространство актуальной художественной практики».

Отметим, что арт-резиденция стала проектом-победителем всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Как результат – участников и гостей фестиваля приветствовала представитель этой организации Елена Коновалова, отметившая уникальность замысла и креативность его исполнения.

Руины будущего

Гостям Дивногорья в тот день старались открыть алгоритмы взаимодействия природы и человека – носителя культуры, помещенного в лабораторию воображения. Обойтись без последнего было не просто сложновато – не представлялось, просто-напросто, возможным. Так, «Раковина» Николая Алексеева – геометрически четкая архитектурная форма из ракушечника (материал, которым облицовывали псевдомодернистские государственные здания в 70-80-х прошлого столетия) – вмонтирована в естественный рельеф таким образом, что напоминает обнажившегося из-под земли огромного (фрагмент соразмерен с человеческим телом) ископаемого моллюска. Как тут соотнести рациональное с иррациональным?

– Для того чтобы найти сокровище или исчезнувшую цивилизацию, нужно просто споткнуться о выступ породы, – комментирует свое творчество Николай. – Скульптура дарит возможность прикоснуться к фрагменту чего-то большого, скрытого под толщей геологических наслоений. Скорее всего, это руины того, что еще вчера казалось будущим.

Сырлыбек Бекботаев своим «Листом» утверждает форму жизни, ставшую предметом ожесточенных споров философов всех времен и народов. «У художника, – свидетельствует пресс-релиз, – появился образ странного большого листа дерева, который без ветки и без ствола вырастает от самой земли. Здесь идет поиск связи тенгрианства и древнеславянской культуры, начинается разговор между объектами, которые раньше очень мало знали друг друга...»

При всей витиеватости изложения ясно одно: Дивногорье стало еще загадочней, чем было. Потому что новоявленные объекты – арт-объекты! – включены в новый туристический маршрут, который будет функционировать в музее-заповеднике еженедельно.