Газета,
которая объединяет

Страхуйтесь сами

Рубрика: Колумнистика№ 76 (1791) от
Автор: Юрий Бабаян

Минфин РФ планирует лишить безработных граждан права на бесплатную медицину. Проект соответствующего документа на днях опубликован на сайте ведомства.  В министерстве хотят заставить людей, находящихся в трудоспособном возрасте и не состоящих на учете в службе занятости, самостоятельно оплачивать стоимость полиса обязательного медицинского страхования (ОМС). Исходя из сегодняшнего тарифа на оказание этой услуги, цена соответствующего полиса может составить для безработных примерно 3,5 тыс. руб. в год.

На самом деле, предложение министерства финансов несет в себе рациональное зерно. Сегодня работодатель отчисляет за каждого своего сотрудника 5,1% от суммы его ежемесячного дохода в Фонд ОМС (при общей системе налогообложения). Учитывая, что, согласно данным Воронежстата, средняя заработная плата в Воронежской области за май текущего года составила чуть более 24 тыс. руб. в месяц, то в среднем на обеспечение медицинскими услугами каждого своего сотрудника воронежский работодатель, выходит, перечисляет по 14,7 тыс. руб. ежегодно.

Не знаю, как кто, но я, например, не вырабатываю своими походами по врачам и 10 процентов от этой суммы. Я – человек работающий, мне болеть некогда. Но деньги­-то, заплаченные за мое лечение, все равно остаются в Фонде ОМС. Получается, моя организация, оплачивая этот взнос, заботится не только о моем здоровье, но и о здоровье людей, которые сознательно не желают работать, платить налоги и участвовать в экономике региона и страны. И зачем ей, равно как и другим коммерческим и социальным предприятиям и учреждениям, это нужно?

Плюс к этому, давайте подумаем: кто именно обращается за медицинской помощью чаще всего? Я сейчас – не о детях или пенсионерах, на которых не распространяется министерское предложение, а о лицах трудоспособного возраста. Поднимите статистику и увидите, насколько дорогостоящее лечение нередко требуется людям, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, иные «социальные» заболевания. К сожалению, лечение, связанное не с избавлением их от этих недугов, а с устранением последствий оных. И они в подавляющем большинстве случаев как раз являются безработными «по убеждению». Получается, что за них тоже платит деньги мой работодатель?

Заставить их и других безработных самостоятельно оплачивать стоимость полиса – явление правильное. Если они находят деньги, чтобы не умереть с голоду, значит, источник доходов у них есть. Другое дело, что этот источник может быть «серым», не проведенным через официальную бухгалтерию. И в этом случае предложение Минфина может иметь еще один положительный эффект: понимая, что из­-за отсутствия официального оформления им придется самостоятельно тратиться на лечение, некоторые из тех, кто получает зарплату «в конвертах», могут отказаться от неофициальной работы. А если это явление примет массовый характер, то работодатели, возможно, пересмотрят свое отношение к самому процессу приема на работу соискателей.

Другое дело, что хорошо все это лишь в теории. На практике же реализация таких предложений министерства может натолкнуться на очень серьезные проблемы. Во­-первых, как осуществить этот переход, если сегодняшние медицинские полисы, полученные как работающими, так и безработными, обязательны к приемке в любом медицинском учреждении страны? Выходит, нужно будет проводить очередную их замену, вводя к тому же ограниченный срок действия? Ведь сейчас человек может быть работающим, а завтра – уже безработным, соответственно, выдавать документ более чем на год нецелесообразно. А это, в свою очередь, приведет к увеличению числа бюрократических процедур.

Плюс – такое положение вещей может негативно сказаться на финансовом положении целого ряда учреждений здравоохранения первичного звена. Если сегодня официально безработные (но – работающие неофициально или находящиеся на содержании обеспеченных родственников) нет-­нет да и зайдут в поликлинику, чем принесут ей дополнительные деньги от государства, то завтра, поняв необходимость платить, они могут сразу обратиться в платную клинику, где полис у них никто и не спросит. Тем более, если им нужна лишь разовая процедура или консультация, стоящая, как правило, куда меньше 3,5 тыс. руб.

Серьезным останется также вопрос с оказанием экстренной помощи. Должны ли будут эскулапы лечить, например, обмороженного бомжа, если тот не заплатил 3,5 тыс. за медицинский полис?

Возможно, именно эти спорные моменты заставили на днях вице-­премьера российского правительства Ольгу Голодец назвать предложение финансового ведомства «малореализуемым и малоэффективным». Возможно, таковым оно и является. Однако еще оно является справедливым. А справедливость, предлагаемая структурами федеральной власти, дорогого стоит…