Газета,
которая объединяет

«Украина не отпускает»

Как решится вопрос с массовым потоком беженцев?
Рубрика: Социум№ 70 (1785) от
Автор: Ирина Костенко

Число людей, прибывающих в нашу страну из Украины, растет с каждым часом – без преувеличения. В основном вынужденные переселенцы оседают в приграничных областях. Однако даже при такой невероятной отзывчивости провинциалов и безграничном желании помочь пострадавшим – возможности регионов не безграничны. Как и требования законов, регулирующих пребывание иностранцев в России…

В Воронежскую область, по информации на 2.07.2014, прибыли 1350 граждан из юго-восточных районов Украины. Из них – 599 детей. Координатор движения «Поможем беженцам из Украины в Воронеже» Кирилл Рюмшин уверен: на самом деле этих людей гораздо больше:

– Есть еще и неучтенный поток тех беженцев, которые добираются сюда «самоходом», и в пункты временного пребывания они не попадают по разным причинам, – делится своими наблюдениями Кирилл, – каждый день таким образом «мимо кассы» проходит несколько десятков человек. И потому можно с уверенностью умножать официальные цифры в несколько раз.

Все эти люди нуждаются в жилье и работе. Но они – граждане другой страны, и чтобы даже «перекантоваться» — нужны законные основания. А так ли просто этими основаниями обзавестись?

Владимир Махин (имя и фамилия изменены – прим. авт) прибыл в Воронеж из Енакиево (Донецкая область), где он работал в правоохранительных органах.

– На моем месте работы сказали откровенно: не согласен с политикой Киева – пиши рапорт об увольнении. Я написал… С тех пор мое пребывание дома стало, мягко говоря, небезопасным. Поступали, и до сих пор поступают, угрозы по телефону, неизвестные люди выбивали окна в доме...

Так Владимир с женой и двумя детьми вынужден был уехать в Россию. Под статус беженца он подпадает, поскольку пребывание в Украине для него несет угрозу – однако пока он не может получить вообще никакого статуса. Сейчас мужчина ведет переписку с УФМС на получение временного убежища. В идеале – хочет для себя и своей семьи попасть в программу добровольного переселения, получить гражданство и устроиться на работу. Однако, посетовал Владимир, сложность в том, что у России с Украиной нет договора о двойном гражданстве. Он бы с радостью отказался от украинского – но «Украина не отпускает». Там сейчас никто не занимается этими вопросами, поэтому он согласен пока и на какой-либо иной вариант.

– В УФМС последний раз мне предложили оформить трудовой патент, но за него надо платить, – поясняет Владимир.

А все деньги идут на содержание семьи, оплату коммунальных платежей…

Кем быть?

О том, что на чужой стороне людям приходится несладко, говорят и активисты, работающие с гражданами Украины. Случай Владимира, по наблюдению Кирилла Рюмшина, не единичен.

– Беженцы захлебнулись в том потоке специализированной юридической информации, который на них обрушился и в котором им нужно разобраться. А ведь эти люди зачастую прибыли сюда в чем были. Их банковские карты заблокированы, наличных – минимум, – рассказывает Галина Рогозина, руководитель НКО «Взаимодействие».

На первый взгляд, вариантов остаться на время или навсегда в России – достаточно. Получить гражданство, разрешение на временное пребывание или статус беженца... Ну а что касается работы — оформить патент, попасть «в квоту» временного разрешения на пребывание (РВП) – число рабочих мест, доля иностранных граждан. По данным департамента соцзащиты Воронежской области, большинство не претендуют на получение гражданства. Но практика показала: есть и другие случаи.

– Часть людей не хотят возвращаться на Украину. Что им там делать? Экономика в стране разрушена, работы нет, своего бизнеса люди лишились, – рассказывает Кирилл Рюмшин.

Видимо, в любом случае – «простых решений не будет». Для получения гражданства нужно собрать большой пакет документов – а это и время, и деньги. Получить гражданство по упрощенной схеме в качестве русскоговорящего сооте­чественника на поверку оказалось еще сложнее, признает активист. Программа переселения сооте­чественников предусматривает ограниченное количество – 2 000 человек на этот год.

– Получить статус беженца, – рассуждает волонтер, – вряд ли смогут все желающие. Государство вряд ли пойдет на это, поскольку такой шаг связан с большими финансовыми затратами – беженцев нужно будет обеспечивать жильем, работой, платить пособия.

Ну а вариант с РВП, как оказалось, – уже «не вариант». Количество квот РВП закончилось – они достались сезонным рабочим. Сейчас даже на регистрационный учет ставят не всех…

Что же будет дальше?

По мнению Кирилла Рюмшина, «приграничные области не смогут принять всех переселенцев». По словам Галины Рогозиной, это явление закономерно. Центральная Россия стала просто «перевалочным пунктом». Позже этих людей расселят по другим, более отдаленным регионам.

Идея хорошая, но для ее осуществления, уверены оба общественника, нужна федеральная программа и специально уполномоченный орган. И, конечно же, определенность в статусе людей.

Галина Рогозина рассказала, что сейчас правительство РФ готовит поправки в законы – чтобы как-то решить проблему беженцев. Разрабатываются упрощенные схемы для оформления различных статусов. Есть здравая идея: давать переселенцам РВП без квот.

– Однако, – считает общественница, – у этих мер есть и обратная сторона – а именно, опасность того, что в России найдут себе пристанище откровенные преступники и асоциальные элементы.

Остается только надеяться на то, что все-таки оптимальные и адекватные решения все же будут найдены, причем в ближайшие сроки.

В ТЕМУ

В Общественной палате состоялось заседание рабочей группы координационного Совета по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при администрации Воронежа.

На заседании, в частности, рассматривались вопросы оказания гуманитарной помощи лицам, временно покинувшим места своего постоянного проживания на территории Украины и прибывшим в Воронеж.

Принято решение от имени координационного Совета ходатайствовать перед территориальными органами УФМС об увеличении количества мест («окон») для оформления патента на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Кроме того, с целью недопущения возникновения конфликтных ситуаций и проведения социально-культурной адаптации лидерам национальных общин предложено усилить работу со своими бывшими сооте­чественниками, прибывающими в Воронеж для работы или обучения, а также рассмотреть возможность оказания благотворительной помощи лицам, временно покинувшим места своего постоянного проживания на территории Украины.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Глава Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский в интервью газете «Комсомольская правда» заявил, что подавляющее большинство украинских беженцев не намерены оставаться в России по окончании так называемой «антитеррористической операции» в Украине.

– Мы сейчас четко видим, что 90 процентов въезжающих к нам граждан Украины не имеют намерения остаться в России, – заявил он. – Мы их условно называем «люди, вынужденно покинувшие территорию Украины». Это совершенно новая категория, для нее нет стандартов.

По словам Ромодановского, ФМС разработала законопроект, который вводит понятие «временной защиты». Этот шаг позволит регулируемо помогать лицам, прибывшим в Россию из сопредельных государств.