Газета,
которая объединяет

Июньский марафон

Рубрика: от
Автор:

Умышленно или нет, но фестиваль Усадьба Jazz, отгремевший в минувшую субботу под стенами дворца Ольденбургских в Рамони, продолжил многодневную серию местных форумов искусств – серьезных, с претензией. Сначала полторы недели кряду Платоновский-­2014 (уже можно написать – традиционный) показывал горожанам достижения культурной современности. Едва он финишировал – дебютировал фестиваль «Открыто». Следом подоспел джазовый праздник в Рамони.

В разговорах о фестивалях, независимо от их уровня и статуса, слово «праздник» употреблять не всегда хочется. Но в Рамони – именно праздник получился: свободный от обязаловки отдых, украшенный продуманной и практически без накладок исполненной культурной программой. Опять же, атмосфера – не городская и не деревенская. Человеческая.

Подробности Усадьбы Jazz – впереди; событие того стоит. Пока же – о тенденции. Можно, конечно, с издевкой прохаживаться по обилию фестивалей, ливнем пролившихся на Воронеж. Тут как тут – возбуждение псевдопатриотов, которые в силу клинической интеллектуальной ограниченности с остервенением, никакого применения не достойным, бросаются на словосочетание «современное искусство» (его ставят во главу угла сегодняшние фестивали). Непромытая публика воспринимает термин, как бык красную тряпку – имеет право, что ж. Лично мне на кипеж ортодоксов глубоко плевать – в небеспочвенной надежде на то, что цену гиперактивным обличителям нормальные люди знают. Собака лает – караван идет.

Так или иначе, Воронеж скоропостижно «зафестивалился». Четырехлетка Платоновский, с его скрупулезным подходом к организационной стороне дела, вне конкуренции – уже. Или – пока? Теоретически «Открыто» – фестиваль Академии искусств, инициированный ректором Эдуардом Бояковым – имеет шансы если не вырасти до уровня Платоновского, то стать его достойным продолжателем, единомышленником и т.п. Творческого ресурса должно хватить, мотивации – тоже; дело за тем, чтобы Бояков начал демонстрировать благодарному воронежскому зрителю не амбиции, а системный подход к структурированию своего детища.

Пока же мы наблюдали явление другого рода: не отстать! Приглашает Платоновский звезд – «Открыто», будьте любезны, доставил в Воронеж Алису Гребенщикову и прочих медийных лиц. Я никак не против той же Алисы, хотя меня, как потребителя культурного продукта, она привлекает не очень. Но речь здесь – не о вкусах. Не о том, что одному нравится арбуз, а другому – свиной хрящик. Просто вряд ли нужно, чтобы привозные «алисы» выделялись «болячкой» на ровном месте: в контексте фестиваля любой его проект должен быть чем­то обоснован и подкреплен. Иначе – какое отношение он к этому фестивалю имеет? Обычный гастрольный показ чего­-то, как-­то, кому­-то... Спасибо, конечно, что – на сей раз бесплатный. И этот момент – еще один вызов Платоновскому, билетная политика которого излишней лояльностью не отличается.

Теперь – по поводу выставок, предложенных фестивалем «Открыто». Дело не в том, что произведения, демонстрировавшиеся в Доме офицеров – Мариинской гимназии – спорные; это как раз приемлемо. А в том, что хаотично разбросать фестивальный «визуальный ряд» по «мариинско-­офицерскому» зданию на проспекте Революции (читай: воткнуть «абы куда») – прием заведомо проигрышный. Концепция, какая­-никакая, читаться должна при организации любой, даже самой ненавязчивой и легковесной выставки. А то, что нам было предложено и, главное, в какой форме, напомнило недавний эпизод с импортной уборщицей, несколько дней удерживавший в Интернете лидерство по просмотрам. Женщина, убирая пространство выставочного комплекса, отправила в мусорное ведро «современное искусство», стоящее баснословных денег...

Может, есть смысл – для начала – развести Платоновский и «Открыто» во времени? Ради искоренения наглядной, отнюдь не продуктивной, состязательности; этот июньский марафон – кому он по силам? Перенести фестиваль ВГАИ на осень – ход, который напрашивается. Понятно, что начало учебного года для вуза – пора не самая безмятежная. Но ведь фестиваль Боякова позиционировал себя как событие не кулуарное, а – общегородского масштаба, доступное и важное для всех воронежцев. Получается, «внутреннее уложение» Академии тут не при делах, и подстраиваться под него мы не обязаны. К тому ж, не обязательно ранней осенью фестивалить; можно сделать это в октябре-­ноябре.