Газета,
которая объединяет

Карабас или папа Карло?

Воронежская драма отметила юбилей директора театра
Рубрика: от
Автор:

Закономерность, давно подмеченная и многократно подтвержденная жизнью: когда человека искренне любят и уважают – его личные праздники, отмечаемые при большом стечении народа, получаются не менее душевными, чем домашние. Юбилей заслуженного работника культуры России Игоря Чижмакова, отпраздновавшего семидесятилетие в Кольцовском театре, где он много лет директорствует – прекрасная тому иллюстрация.

Случай тот, когда высокопарных слов – типа «служение одному театру» – произносить нет желания. Не потому, что прозвучат они не к месту или фальшиво; просто подобные характеристики можно дать не одному Игорю Михайловичу. Тогда как он у нас – штучного образца театральный директор, и человек тоже...

Из рубки – на сцену

Его обаяние – особое: чисто мужское, сдержанное, проступающее исподволь. Харизма называется. Непоказная. Ни разу не видела, чтобы в выигрышной ситуации этот человек тянул одеяло на себя: он всегда – как бы в стороне, «не светится». Выдает личностную оценку происходящему между делом, вдруг. Даже когда это дело делается его стараниями. В ответ на остроумное поздравление гигантского Карабаса, чествовавшего именинника от имени театра кукол, Чижмаков разулыбался: «Никогда не чувствовал себя Карабасом. Папой Карло – это да, всю жизнь...»

Трудяга, который, кажется, ночует в театре. Человек слова, не расходящегося с делом. Руководитель, внимательный ко всему, попадающему в поле его внимания... А уж про верность выбору, однажды сделанному, впору художественное произведение писать.

Залу юбиляр признался: в театр зашел случайно. Устроился работать радистом. Но – не судьба: тогдашний режиссер на репетиции углядел фактурного парня в радиорубке – и предложил из нее выйти. Протанцевать по сцене с театральной примой – на пробу, так сказать. После которой Чижмаков стал артистом вспомогательного состава.

Дальше – больше

Вскоре Игоря Михайловича перевели в состав основной. Были роли в этапных для театра спектаклях, съемки в художественных фильмах. А потом – многолетнее директорство; можно удивляться тому, как профессионально справлялся и справляться продолжает творческий человек с далеко не творческими обязанностями, но я делать этого не собираюсь. Ясно же: процессом – любым – движет ответственность за дело. А ответственности у Чижмакова – на пятерых директоров. И порядочности – тоже.

Кроме «кукол» (поздравивших Игоря Михайловича не Карабасом единым, но и стриптизом бесстыжей тряпичной мадам), юбиляра веселили артисты театра юного зрителя с Алексеем Кольцовым (Ярослав Козлов) во главе. Опера для него пела (Игорь Горностаев), родная драма вспоминала смешные случаи из директорской жизни – силами не только актеров, но и административных работников, которым – отдельное «браво». А еще залу показали фильм-посвящение, с экскурсом в «младые годы» артиста-директора; тогда он мечтал стать... шпионом!

Режиссировал и вел вечер художественный руководитель театра Владимир Петров. Который подчеркнул: редкое везение, когда директор и худрук живут в ладу и взаимопонимании. И, конечно, про покойную Людмилу Александровну Кравцову, народную артистку, жену юбиляра, не раз вспомнили. Говорили, что Игорю Михайловичу повезло с супругой, и это – чистая правда...

А нам, почитателям Кольцовского театра, повезло с Чижмаковым. Глава региона, мэр, депутатский корпус, продвинутый бизнес – все так считают. О чем телеграфировали юбиляру лично – и «Берег» с удовольствием присоединяется к хорошим словам всех посланий! Дорогой Игорь Михайлович! Любим чем дальше, тем больше...