Газета,
которая объединяет

В движении

Велосипедная инфраструктура в Воронеже становится все более развитой
Рубрика: Социум№ 60 (1775) от

Конец весны и лето – долгожданная, радостная (но, увы, скоротечная) пора для воронежских велосипедистов. И дело не только в благодатной для велопутешествий погоде. Уже четвертый год подряд в мае в нашем городе проходит акция «Велоночь». В этот раз, 24­го мая, на улицы города организованно выехали более 3000 велосипедистов.

Однако это не единственное событие, поддержавшее надежды владельцев «железных коней» на то, что Воронеж когда­нибудь станет, если не велосипедной столицей России, то хотя бы городом, где велосипедист сможет чувствовать себя относительно комфортно. Относительно других участников дорожного движения.

Привлечь внимание

А в день акции врио губернатора Воронежской области Алексей Гордеев побывал на обновленных велотрассах на «Олимпике» и пообщался с активом некоммерческого общественного объединения велосипедных сообществ города «ВелоВоронеж». К слову, это не первая попытка воронежских властей сделать что­то доброе для, пожалуй, самой спортивной группы участников дорожного движения. В 2012 году в парках разных районов города были оборудованы велодорожки:  жители Советского района смогли увидеть специальную разметку на асфальтовом покрытии в парке «Оптимист», жители Левобережного – в «Южном» парке, любители прогулок у воды – вдоль Петровской набережной, а любители прогулок лесных – в СОК «Олимпик». По сути, это точечные, короткие маршруты, подходящие лишь для активного отдыха, но никак пока не решающие транспортную проблему: чтобы прокатиться по одному из них на собственном велосипеде, нужно будет до этого места как­то на нем добраться.

Однако воронежцы не унывают и делают все, чтобы привлечь внимание властей и общества к проблеме велосипедной городской инфраструктуры. Так, прошлый год был очень богат на велособытия: по всему городу установили более ста П­образных парковочных стоек, при одном из хостелов появился первый внутригородской прокатный пункт, прошло несколько велофестивалей, да и вообще проблема обсуждалась на разных уровнях активно, как никогда.

В прессе неоднократно появлялись заявления властей и о достаточно масштабных проектах: например, велодорожки на месте снятых трамвайных рельсов вдоль улиц Южно­Моравской, Острогожской и Краснознаменной. Совсем недавно активисты вело­движения заговорили о создании так называемой «восьмерки»: маршрута, захватывающего три городских моста через водохранилище и набережные, их связывающие.

Вело­менталитет

О перспективах развития велоинфраструктуры мы побеседовали с организатором движения «ВелоВоронеж» Игорем Титовым.

– Договорились ли вы о чем­то конкретном с Алексеем Гордеевым 24 мая?

– Да, об участии «ВелоВоронежа» в государственно­частном партнерстве при реализации проекта экотропы.

– А о других проектах речь заходила? О тех же велодорожках…

– Губернатор предложил проработать возможность прокладки ряда маршрутов по береговой линии Воронежского водохранилища.

– Как вы думаете, какой самый большой (и, возможно, самый трудный) шаг нужно сделать воронежским властям, чтобы дать мощный толчок развитию велосипедной инфраструктуры в городе?

– Нужно принять глобальное позиционирование Воронежа как города с развитой велоинфраструктурой. А пока некоторые чиновники к этому относятся как к развлечению на выходной день.

– Но благодаря вам чиновники хотя бы узнали, что проблема такая есть. «ВелоВоронеж» уже много сделал для города, каким будет очередной шаг?

– Велопрокат в парках, а потом велопрокат по всему городу. С мэром и потенциальным инвестором уже предварительно обсуждали; пока вроде все одобрительно кивают, а дальше посмотрим.

– В ближайшие годы вы планируете создать 50 станций велошейринга (см. справку). Да, такой вид проката пользуется популярностью в Европе... Но сможет ли ужиться такая система проката с особенностями российского менталитета?

– Я верю в то, что в РФ все больше и больше людей, которые понятие «российский менталитет» демонстрируют в положительном смысле. Когда я начинал проект с велопарковками, мне тоже говорили про некий менталитет, что у меня их украдут все, сдадут на металлолом и пропьют… Да, у меня украли три велопарковки, но это вообще не проблема. Нормальные люди у нас, может, даже получше, чем в других странах, и вполне современные и воспитанные, по крайней мере, мои знакомые почти все такие.

– Но три парковки все­таки кто­то украл... Хочется верить, что отношение к чужому и общему в России действительно меняется в лучшую сторону. На мой взгляд, при продвижении велодвижения играют роль не только власть и активисты, но и обычные горожане, автомобилисты и пешеходы? Согласны?

– Конечно.

– Им нужно что­то менять в своем отношении к велосипедистам? Я не так давно прокатился от Вогрэсовского моста до Чернавского по набережной – большинство пешеходов прогуливается именно по велочасти дорожки и, судя по всему, не думает, что что­то не так...

– Есть такое, да.

– Так вот, сколько лет понадобится для того, чтобы велосипедист органично вписался в городскую среду именно в плане правильного отношения к нему окружающих?

– Это зависит от проводимой политики государства и общества в целом: от 2­3 лет до бесконечности.

– То есть, в идеале в план развития велодвижения было бы неплохо включить пропаганду?

– Так мы этим и занимаемся!

– Игорь, а существует ли план реализации общегородской сети велодорожек, который бы позволил горожанину комфортно добраться из одного района в любой другой на велосипеде? Такое вообще возможно реализовать в рамках воронежской дорожной сети – пусть не в ближайшие годы, а хотя бы через 10­15 лет?

– Да, такой проект есть в виде набросков на карту от самих велосипедистов; мы хотим это упорядочить вместе со специалистами управления главного архитектора. Если будет принято решение о ежегодном финансировании строительства велодорожек, думаю, лет за пять можно весь город переделать.

– Как вы оцениваете шансы на принятие решения о таком финансировании?

– Я так скажу: они повышаются  с увеличением количества велосипедистов на дорогах. За последние годы шансы серьезно выросли. На мой взгляд, дело даже не в чиновниках – они нормально реагируют на запросы общества. Но если будет запрос – будет и решение.

– Кстати, о велосипедистах на дорогах в современных условиях: количество ДТП с участием велосипедистов, судя по освещению таковых в СМИ, растет вместе с популярностью велотранспорта. Как решать эту проблему сейчас, пока велосипедисты не ограждены от взаимодействия с автомобилями и пешеходами?

– Надевать шлемы, защиту, повышать культуру езды на велосипеде.

– Хочется спросить напоследок лично о ваших предпочтениях: есть ли у вас в Воронеже любимый веломаршрут?

– Есть, не то чтобы любимый… Но периодически я езжу вокруг водохранилища через Чернавский и Вогрэсовский мосты. А к любимым можно отнести участок на Ленинском проспекте, он широкий и ровный, я там разгоняюсь неплохо...

Процесс пошел

Итак, проблема неразвитой велоинфраструктуры города, с одной стороны, проистекает из непопулярности (постепенно уходящей в прошлое) велотранспорта среди горожан. Кроме того, затраченные на строительство объектов силы и деньги все­таки должны «работать», а велосипедный сезон в России недолог. С другой стороны, велосипеды не используются воронежцами как основное средство передвижения именно из­за этой неразвитости, делающей велотранспорт неконкурентоспособным. По этой же причине происходят и ДТП с участием любителей двухколесного друга, отпугивающие велонеофитов от активной езды…

Впрочем, есть надежда, что процесс пошел.

Всеволод САВВУШКИН

КСТАТИ

С 8 апреля 2014 года в Правила дорожного движения РФ были внесены изменения, касающиеся велосипедистов. В частности, в ПДД появился термин «велосипедист», а водитель теперь при повороте направо или налево обязан «уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает».

ЦИФИРЬ

В 2012 году на территории Воронежской области зарегистрировано 114 ДТП с участием велосипедистов, в которых 13 человек погибли и 108 получили ранения различной степени тяжести, из них в городе Воронеже – 31 ДТП (2 человека погибли и 29 получили ранения).

В 2013 году на территории Воронежской области зарегистрировано 87 ДТП с участием велосипедистов (14 человек погибли и 77 получили ранения), из них в городе Воронеже – 18 ДТП (18 человек получили ранения различной степени тяжести, погибших нет).

СПРАВКА

Велошейринг – система совместного использования велосипедов. Любой желающий может арендовать велосипед на одной из автоматизированных станций, а потом вернуть его на ту же или на любую другую станцию.