Газета,
которая объединяет

Занимать – не отдавать

Рубрика: от

Среди лозунгов, с которыми месяц назад профсоюзы выходили на Первомайскую демонстрацию, должен был быть и такой: «Запретить заемный труд в России!». Однако 24 апреля Госдума досрочно приняла подобный законопроект и тем самым сняла напряжение в обществе. Плакаты пришлось убирать в пыльные кладовки.

5 мая президент Путин закрепил своей подписью инициативу профсоюзных масс, поддержанную депутатами. О родившемся законе региональные и федеральные СМИ особенно не распространялись – потому, наверное, что подобные темы традиционно считаются сухими и скучными.

Между тем, разговор о заемном труде – это не скука, а живая жизнь. Хотя бы потому, что всегда занимаешь чужое, а отдаешь свое. В России заемный труд в основном связан с мигрантами. Начальник отдела трудовых отношений и защиты экономических прав трудящихся Воронежского облсовпрофа Виктор Бражников говорит о том, что заявки на привлечение рабочих постоянно растут. На 2014 год, например, подано 132 заявки от различных организаций, среди них есть фирмы, сродни незабвенной конторе «Рога и копыта», из оборудования, как говорится, стол и стул, однако и им подавай рабочих. Цель простая – перепродать квоту, сделать свой нехитрый бизнес, утверждает Бражников.

Новый закон,– продолжает Бражников,– должен покончить с анархией в трудовых отношениях хозяина и работника. Он предусматривает обязательную государственную аккредитацию агентов занятости. Каждая из контор, которая работает на рынке труда, должна иметь не менее миллиона рублей  уставного капитала, а ее начальник – диплом о высшем образовании и стаж работы в данной сфере не менее двух лет.

Официально считается, что численность мигрантов в Воронежской области – менее одного процента от числа работающих. Но каждый школьник легко опровергнет эту цифру. От одного миллиона работающих граждан Воронежской области, один процент гастарбайтеров – это 10 тысяч человек. Однако по данным областной прокуратуры, только число незаконных мигрантов перевалило за 20 тысяч. Вот этим и объясняется первомайский лозунг профсоюзов насчет заемного труда: зачем «занимать» чужих рабочих, если своих переизбыток? Тем более, фирмы, которые используют труд залетных рабочих, по отношению к государству часто придерживаются принципа: заплачу, если… захочу.

Еще недавно глава регионального УФМС Николай Полуказаков (теперь уже бывший, в отношении него возбуждено уголовное дело по факту взятки), предлагал на территории республик СНГ создать центры по подготовке мигрантов к жизни и работе в России. Глава УФМС с удовлетворением констатировал, что «Воронежская область остается привлекательной для иностранных граждан, а доля трудящихся-мигрантов с каждым годом растет».

А зачем она, эта доля, растет? Дай ответ, – как некогда вопрошал Гоголь. Не дает ответа. В области 12 тысяч официально зарегистрированных безработных, а неофициальная цифра – в пять раз больше.

Принятый закон о запрете заемного труда предусматривает определение тарифа страховых взносов, социальные гарантии для работников. А пока ситуация совершенно иная. Глава управления Федеральной налоговой службы РФ по Воронежской области Сергей Дуканов официально заявил о том, что у гастарбайтеров уже в течение трех лет не растет зарплата. А в строительстве и сельском хозяйстве в отдельных случаях она составляет 3 тысячи руб.

Это означает, что привлеченные работники получают черную зарплату в конвертах, а, стало быть, они не платят налоги. Значит, и здесь обман и беззаконие? Так зачем плодить маргиналов, не знающих языка и законов, да еще организовывать какие-то центры по их привлечению?

14 апреля на заседании президиума правительства Воронежской области врио губернатора Алексей Гордеев, говоря о создании новых рабочих мест (в 2014 году намечено создать 12 тысяч) заметил, что массового высвобождения работающих не ожидается, паниковать по этому поводу не следует.

– Надо больше думать, – сказал Гордеев,– не только о том, как пособие по безработице платить, а что сделать, чтобы у нас безработицы не было.

В этом смысле показательны выявленные областной прокуратурой факты. Например, в поселке Грибановка множество вакансий, но местная служба занятости даже не информирует о них население. Опять же, по официальной статистике в Воронежской области число безработных в два раза меньше числа вакансий.

Люди не хотят работать? За копейки – да, охотников немного. Вот поэтому идет массовое привлечение иностранных рабочих, которые менее взыскательны, на которых можно сэкономить и за счет зарплаты, и на урезании «социалки», а также неуплате налогов. А нам, гражданам, обществу это нужно?

Алексей ПАВЛОВ

(специально для «Берега)