Газета,
которая объединяет

Экран через «Телескоп»

Воронежскую детвору учат создавать мультфильмы
Рубрика: от
Автор:

По 15 июня проработает в фойе второго этажа кинотеатра «Спартак» выставка детской студии анимационного творчества «Телескоп»; ее открыли в канун Дня защиты детей. Студия – достаточно молодая (основана арт-группой «Квадрат» на базе муниципального Центра развития творчества детей и юношества в 2011 году). Но – уже много чего успевшая; такой, думается, вывод неизбежно сделает зритель, посетивший выставку.

В экспозиции представлены труды юных студийцев. Естественно, профильного плана: на занятиях «Телескопа» ребята знакомятся с основами кинематографии и снимают свои первые мультфильмы. Кадры из них, созданных в текущем «сезоне» (2013/14 годов), и учебные работы юных аниматоров дополнены фотографиями персонажей к долгосрочному проекту «Воронежская народная игрушка в медиа-среде».

Художником можешь ты не быть

Этот краеведческий и образовательный проект, получивший поддержку департамента культуры и архивного дела Воронежской области, предусматривает исследование местного фольклорного материала, связанного с народной воронежской игрушкой. На основе таких «изысканий» и будут «сочиняться» мульт­фильмы. Да не простые, а – отчасти «революционные»; авторы и участники проекта надеются, что их старания приведут к созданию нового стиля пластилиновой анимации. И – как программа-максимум – к его распространению в детском анимационном движении России.

Фантазии ребят на это точно хватит, усилий педагогов – тоже. Руководители студии, Сергей Болгов и Елена Волкова, присутствовавшие на открытии выставки, оставили впечатление людей очень увлеченных и компетентных. И, как ни затерто звучит фразеологизм «болеющие за дело душой» – именно болеющих и именно душой. Иначе, впрочем, «Телескоп», существующий в творческом плане, по признанию директора «Квадрата» Дмитрия Большакова, достаточно автономно, ничего системного нынче не показал бы. А он – показывает.

– Административно мы относимся к Центру детского творчества на Пушкинской, а помещение занимаем в одном из клубов по месту жительства по адресу ул.Бакунина, 47 – это в районе остановки «Площадь Застава», – обозначает географические координаты «Телескопа» Сергей Болгов. – У нас сейчас занимаются более сотни детей.

– Как они к вам попадают? Через творческий конкурс?

– Никакого творческого статуса при поступлении ребенок иметь не должен. Свои силы пробуют все желающие.

– Но рисовать-то будущий аниматор уметь обязан?

– Этот вопрос очень часто задают: нет, не обязан. Потому что для того, чтобы делать мультфильмы, совершенно необязательно уметь рисовать.

Вне программных упражнений

– А что желательно уметь для того, чтобы достичь приличных результатов?

– Могу точно сказать, что быстрее хороших результатов в анимации достигают те дети, у которых есть минимальная подготовка в хореографии или музыке. Потому что они имеют дело с искусством, которое развивается во времени – так же как кинематограф. А именно художественная подготовка, в рисовании конкретно – она ничего ребенку не дает для понимания того, как произведение развивается во времени. Детям с такой подготовкой приходится, наоборот, нагонять остальных.

– Я обратила внимание на то, что и непосредственности в разработках студийцев гораздо больше, чем в рисунках учащихся детских школ искусств. Там в большинстве случаев – на первом плане посыл, заданность, установка.

– Эта непосредственность, может, – производное атмосферы, которую мы стараемся культивировать. А заданности – да, никакой у нас нет. Есть детская фантазия, которую преподаватели стараются поддерживать. Как? В России не существует устоявшихся программ обучения анимации. Нет каких-то программных упражнений, которые дети непременно должны пройти. И мы этим пользуемся – даем студийцам свободу большую, чем та, которой они могли бы располагать в художественных учебных заведениях классического плана.

– А у вас, руководителя «Телескопа», откуда специфические знания?

– Поначалу это – самообразование. На старте проекта у нас были деньги, которыми студию снабдил фонд Прохорова. Благодаря им мы поездили по стране. Были в разных городах. Смотрели, как дело поставлено в столице, как – в провинции. Есть, в частности, такой микроскопический городок Нерехта – это под Костромой. Там Дом детского творчества – очень маленький, но, тем не менее, детское анимационное творчество поставлено очень неплохо. Вот такие слагаемые развития творческого процесса: собственный личный большой интерес к теме и обмен профессиональным опытом с людьми, которые в этой теме давно. Собрали, то есть, опыт, который смогли собрать – и привезли его в Воронеж.

Мультик до Франции доведет

– А педагогических сил хватает? Сто детей – на них одного-двух преподавателей явно мало...

– В этом году у нас работало шесть преподавателей. Это нормально.

– А дети, потенциальные студийцы, как про вас узнают? По сарафанному радио? Я, во всяком случае, никогда прежде никакой информации о «Телескопе», работающем в Воронеже, как выясняется, уже три года, не видела и не слышала.

– Да, сарафанное радио и социальные сети. Мы, когда начинали проект, сознательно выбирали преимущественно электронные способы рекламы. Хотелось, чтобы к нам пришли ребята, имеющие хотя бы элементарные навыки владения компьютером. Тогда это было важно. Сейчас уже понятно, что, может, напрасно мы так поступали; подобная избирательность вряд ли нужна... Так или иначе, информация через Интернет расходится хорошо.

– А какова, Сергей, конечная цель ваших занятий с детьми? Вот создаст ребенок свой фильм – и что? Должен уходить из студии? Или может взяться за следующий? И остаться у вас, что называется, пожизненно?

– Так как мы муниципальное творческое объединение – ребенок по достижении 18 лет обучаться у нас не может. Но это – не очень большая проблема: у нас взрослых выпускников не так уж много.

– Но они, наверное, дальше идут по «анимационному» пути? Поступают в вузы?

– Наша выпускница Полина Рыжкова уехала в Санкт-Петербург, поступила в кинотеатральный институт. Учится на художника по костюмам; такой вот путь. Также студийцы постоянно участвуют в конкурсе грантов на обучение в московской кинематографической школе – с переменным, правда, успехом, но вектор такой есть. А что касается дальнейшего профессионального образования – в Москве существуют театрально-художественный колледж №60, который дает специальность в этой сфере, и колледж телевидения и кино при ВГИКе. Это учебное заведение, куда можно поступить сразу по окончании общеобразовательной школы. Ну, а для ребят, которые могут себе позволить учебу за рубежом, во Франции работает очень сильная школа анимации, очень знаменитая. Хотя далеко забираться необязательно: отлично поставлена анимация и в Польше.

Роспись по пластилину

– Расскажите, Сергей, про проект по воронежской народной игрушке.

– Этот проект опробован в текущем учебном году. Его цель – дать фольклору вторую жизнь, скажем так. Зацепить современных, компьютерных детей за исторические корешки. Понятно, что это нужно делать не только через подобные формы детского творчества, но оно может рассматриваться как один из путей... Как мы работаем? Оформляем героев в стиле традиционной игрушки, берем местный фольклор, малую его форму – частушки, потешки. И стараемся перенести это на экран. Как раз на выставке экспонаты подобраны таким образом, чтобы можно было проследить, как ребятами осваивается манера лепки из пластилина под глиняную игрушку. Используются упрощенные формы: нанесение отделки острой палочкой, а не вылепливание узоров и маленьких деталей из пластилина.

– Например?

– Например – глазки у фигурки про­ткнуты, а не прилеплены сверху. Кое-кто из студийцев манеру ухватил: на выставке, в частности, можно видеть замечательного желтого зайца, который сделан так, как надо. И будет участвовать в нашем фильме. Есть работы, которые содержат отделку и насечками, и – лепную, традиционную. Дальше распишем пластилин кисточками – уже нашли технологию при помощи одного из родителей, который в прошлом оказался керамистом. В общем, нам есть куда развиваться...