Газета,
которая объединяет

Государство – это мы

Рубрика: от
Автор:

То, что происходило недавно в Лондоне, высветило целый ряд аспектов, связанных  с мироустройством и государственной системой только одной Великобритании. И если общество в очередной раз обнажило свои  самые негативные стороны, то государство, напротив, показало принципиально важный пример ответственности перед своими гражданами.

Люди, громившие магазины, лавки и дома, в очередной раз продемонстрировали всем: демократические нормы, права человека, формально­вежливые улыбки на лицах встречающихся взглядом незнакомцев – лишь декоративное обрамление решеток, которые держат под контролем инстинкты и скрытые желания миллионов жителей Запада. Вспомните кошмар, творившийся в Новом Орлеане после наводнения: массовые убийства и изнасилования, тысячи людей, согнанных бандитами на стадион как в концлагерь. Мы в этом плане, я бы сказал, «честнее». Наши инстинкты не так придавлены, россияне в обыденности живут и общаются более «жестко» и свободно, чем европейцы или американцы. Зато и в критической ситуации от нас, скорее, можно ждать не прорыва грязи, ненависти и агрессии, накопившейся в душе, а, напротив, благородных поступков и жестов. Но вот что касается государственной машины, то здесь англичане преподнесли нам важный урок. Полиция, не сумевшая обеспечить порядок и предотвратить мародерство, компенсирует всем пострадавшим ущерб в полном размере – сверх того, что платят страховые компании. И это логично. Ведь вся государственная машина содержится на налоги, то есть – и на наши с вами деньги. Мы – работодатели ее звеньев, начиная от президента и премьера­министра страны до сержанта ППС из отдела полиции в Воронеже. Мы их содержим, а они должны нести ответственность за качество исполнения своей работы.

Не так давно в Государственную Думу поступил законопроект, который предусматривает «наказание рублем» медиков, допустивших врачебную ошибку. Но почему только медики? Почему не распространить эту практику на полицию, различные государственные учреждения, отвечающие за оформление документов и выдачу справок, сотрудников органов исполнительной власти, в конце концов? Когда Москву громила толпа фанатов, избивавшая кавказцев и поджигавшая машины, почему­то никто не предложил нашей тогда еще милиции компенсировать допущенный по ее вине ущерб.

Или возьмем примеры поближе и попроще. На днях мне пришлось пару часов стоять в пробке, которая тянулась от Среднемосковской по Кольцовской, затем по проспекту Революции и вплоть до ул.Ленина. Причина в том, что на остановке «Работница» зацепились два авто, перегородив проезжую часть. Ну, а наша дорожная полиция сначала ехала, мягко сказать, не оперативно, и потом в том же темпе проводила оформление. Не сотни, а тысячи ни в чем не виноватых людей были вынуждены терять свое время, опаздывать на встречи просто потому, что инспекторам­то спешить незачем. Так, может быть, нам надо начать стимулировать таких полицейских рублем? Скажем, ввести на уровне ГУВД и управления ГИБДД четкий временной норматив оформления ДТП. Позвонил человек с сообщением об аварии. Оно записано и становится точкой отсчета. И если за час или максимум два пострадавшие авто не убраны с проезжей части, начинают действовать внутриведомственные штрафы.

Я знаю, что скажут: для этого не хватает инспекторов. Но, извините, сейчас это уже не оправдание. Генерал полиции Сысоев рассказал недавно на пресс­конференции, что для ГУВД области устанавливается только общая численность сотрудников. А перекидывать единицы в подразделениях – его прерогатива. Значит, надо сокращать тех, кто сидит в кабинетах, менять дежурящих на улицах сотрудников ППС на приборы видеофиксации.

Но это лишь пример. Речь не столько о полиции, сколько о самой сути работы государственной машины. Чиновники, скажем, обязаны в течение месяца ответить на поступившие обращения граждан. Это прописывает федеральный закон. Но почему бы руководителям региональной и муниципальной власти не разработать свои внутренние положения, по которым за каждое не рассмотренное в срок обращение служащий платит штраф – рубликов так 500?

Или еще: госучреждение отказывается регистрировать бумаги, поступившие от гражданина, или выдать ему справку. Он обращается в суд, и тот выносит решение, обязывающее чиновников это сделать. Почему бы не запустить механизм финансовой ответственности тех, чье непрофессиональное отношение к работе вынудило гражданина решать проблему столь долго и сложно? Если штраф составит тысяч пять­десять, то чиновник двадцать раз подумает, прежде чем отказывать людям.

В общем, я хочу сказать, что мера ответственности нанятых нами чиновников и служащих должна соответствовать духу времени, в котором мы живем. И если в обществе все решает рубль, значит, именно его необходимо использовать в качестве механизма влияния на обслуживающий нас аппарат государства.