Газета,
которая объединяет

Уровень доверия – максимальный

Антон Пермяков – о будущем Центрального рынка
Рубрика: Экономика№ 56 (1771) от
Автор: Юрий Бабаян

В самых последних числах апреля регистрацию в налоговом ведомстве прошел сельскохозяйственный кооператив, призванный организовать работу на Центральном рынке Воронежа после его реконструкции.

Само по себе управление рынком через профильный кооператив – явление для Воронежской области новое. Как будет осуществляться его работа, а главное – какие плюсы из этого извлечет население областного центра? Об этом – наш разговор с председателем сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Сельскохозяйственный региональный кооперативный рынок «Центральный» Антоном Пермяковым.

Кооператив как регулятор

– Антон Геннадиевич, если коротко: что будет представлять собой кооператив? Какую политику он будет призван претворять в жизнь?

– Кооператив – это объединение товаропроизводителей Воронежской области, представленных практически во всех сегментах сельскохозяйственного производства. Его члены выпускают плодово-овощную, мясную, молочную продукцию, рыбу, яйцо, растительное масло – то есть тот ряд продуктов, который обязательно должен быть представлен на рынке.

Сегодня в кооператив входит 14 членов, каждый из которых – заметный игрок на аграрном рынке региона. Но это не значит, что его состав не будет расширяться. Наоборот, мы будем только приветствовать вхождение в наше сообщество других производителей области.

– Речь идет только о предприятиях нашего региона, или вы ждете также производителей из соседних областей?

– Я думаю, другим областям достаточно комфортно и в ретейле, куда воронежскому сельхозтоваропроизводителю вход чаще всего заказан. Поэтому на рынке будут представлены исключительно местные аграрии. Мы, например, начинаем тесную работу с районами Воронежской области – в особенности с теми, где сохранилась местная потребкооперация. В идеале, конечно, неплохо было бы представить здесь производителей всех районов области.

– Я правильно понимаю, что они будут входить в кооператив силами имеющихся РайПО?

– Не совсем. Вряд ли финансовое состояние РайПО позволит им оплатить вступительный взнос. Им будут предоставляться места в аренду, они получат право торговать на них продукцией, произведенной в районе, под собственной вывеской. Кроме того, ряд мелких производителей могут также объединяться и торговать здесь. Понятно же, что владелец подворья, например, не сможет постоянно поставлять на продажу выращенный картофель. А вот если они объединятся, то уже смогут обслуживать одну точку.

Плюс – 10% мест у нас будет выделено для тех производителей, кто не сможет заплатить полную сумму за реализацию произведенной продукции. Для них будет предусмотрена 50-процентная льгота. Но это будут именно производители, ни в коем случае не перекупщики.

– Тогда какова во всем этом процессе будет роль собственно кооператива?

– Основная роль – сугубо организационная. Кооператив станет организовывать здесь торговлю, обеспечивать торгующих необходимым оборудованием, персоналом, собирать арендную плату, выплачивать зарплату сотрудникам, поддерживать в нормативном состоянии здание рынка.

Также кооператив будет выполнять роль некоего рыночного регулятора цен. Например, произошел не так давно скачок стоимости свинины, и во всех торговых точках она подорожала моментально. На рынке кооператив допустить такого скачка не позволит. Причем он не будет диктовать торгующим ценовую политику: это сейчас и невозможно. Просто те его члены, которые занимаются производством и реализацией свинины, будут удерживать стоимость на экономически обоснованном уровне. И если в такой ситуации кто-либо из торгующих повысит цену, то просто останется без покупателей.

– Какая же роль при таких раскладах будет отводиться МУП «Центральный рынок», занимавшемуся ранее как раз вопросами организации торговли на объекте?

– В составе предприятия останется несколько человек, за которыми сохранятся прежде всего контрольные функции. Именно МУП останется балансодержателем объекта, соответственно, он будет собирать арендную плату с кооператива и затем перечислять ее в бюджет городского округа. Плюс – контролировать техническое состояние здания.

Апельсины – non grata?

– Вы сказали о том, что торговать на рынке будут продукцией, произведенной в Воронежской области. Но есть же такая продукция, которая хоть и не производится у нас в регионе, но весьма востребована воронежцами. Та же морская рыба, или апельсины-мандарины… Будет ли возможным купить ее на Центральном рынке после открытия?

– Разумеется. На рынке, естественно, станут торговать рыбой местного производства, но мы выделим и квоты для торговли рыбой, которую не разводят в Воронежской области. Определенные квоты будут и на торговлю южными фруктами, но надо понимать, что апельсины и мандарины и без того достаточно представлены в торговой сети Воронежа. Поэтому если мы поймем, что они занимают место региональной продукции, то однозначно «подвинем» их.

– Если говорить об ассортименте представленных на рынке товаров, то как изменится он?

– Я уверен, что станет больше настоящего разнообразия и адресности. Раньше, например, мясо было «обезличено» – ты никогда не был уверен, что в одной точке будет постоянно представлена продукция от одного и того же производителя. А теперь у производителей будут свои постоянные места под собственной вывеской. У потребителя будет возможность приобретать по очереди товары то у одного из них, то у другого, сравнивать, выбирать, что ему нравится больше. В итоге люди сами решат, чья продукция лучше, и проголосуют за нее рублем.

– Но «лучше» по потребительским меркам не всегда значит «качественнее». Покупатели ведь анализируют чаще вкусовые качества продуктов питания, а отнюдь не их безопасность.

– О безопасности тут речь не идет – вся продукция будет попадать на прилавки только после тщательнейшего анализа. Поэтому уверяю: она будет вся безопасной. А потребителю останется, действительно, выбирать только по соображениям цены и вкусовых качеств. И он сам решит, взять ли ему то же мясо у одного производителя, у которого оно дешевле, но не столь ароматное, или у того, кто продает его чуть дороже, но оно имеет совсем иной аромат. Это уже – вопрос выбора. Главное – что он у населения будет. А то сегодня случается так, что люди полгорода обойдут, прежде чем найдут продукцию, произведенную крупным местным производителем, которому они доверяют.

Хороший – значит порядочный

– От производителей и реализуемой ими продукции, конечно, в работе торгового объекта зависит очень многое. Но не меньше зависит и от тех, кто будет непосредственно контактировать с покупателями – от продавцов.

– Полностью с вами согласен. Поэтому уже сегодня мы начинаем процесс набора продавцов на рынок. Процесс этот – длительный и непростой, потому что нам нужны не просто продавцы, а хорошие продавцы.

– Хороший продавец – это какой?

– Это прежде всего порядочный продавец. Который не обвесит, не обсчитает, не подложит незаметно тебе в пакет залежалый кусок. Короче говоря, который будет вести себя с покупателями доброжелательно и ответственно.

Про доброжелательность говорю не просто так. Мне, например, безразлично, как на меня смотрит продавец, когда я прихожу к нему приобретать ту или иную продукцию: главное, чтобы товары были качественными. А есть такие люди, на которых продавец посмотрит недобро, и он больше не придет покупать на эту точку. Так вот, нам нужны такие сотрудники, которые не будут отваживать людей от своего торгового места, которым будет не сложно хотя бы улыбнуться покупателю, обеспечив ему хорошее настроение.

Мы должны наконец понять, что прилавок – это не баррикады, это – место, за которым совершается операция, которая должна быть одинаково приятна как покупателю, так и продавцу.

– Найти таких продавцов, конечно, непростая задача. Вы не думали обратиться с предложением поработать на рынке к тем, кто там трудился долгие годы, а сейчас работает в здании бывшего казино «Фламинго»?

– Целенаправленно к ним мы не обращались. Но если кто оттуда решит вернуться обратно на рынок, мы обязательно примем его. Если он, конечно, будет готов работать именно так, как мы от него ждем. Глупо отказываться от человека, который долгие годы работает в этом бизнесе. Хотя мы понимаем, что большинство сотрудников нам придется искать в воронежской торговой сети. С другой стороны, если появляется новый объект, то где он еще будет искать персонал, как не у конкурентов?

Наблюдая, не следить

– К вопросу о конкуренции. Понятно, что в Воронеже значительная часть населения ожидает открытия Центрального рынка и впоследствии будет приобретать продукты именно там. Но за последние годы гигантский сегмент горожан переместился за покупками в крупные супер- и гипермаркеты. Как вы планируете привлечь их к своему объекту?

– Надо понимать, что в задачи кооператива не входит определение типа покупателя и переманивание его из крупных торговых сетей. Вообще, задача рынка – обеспечить продукцию от производителя на стол покупателю. Качественную, отмечу, продукцию. Если мы этого достигнем, а мы этого достигнем, то уже получим серьезное конкурентное преимущество.

Второе – как я уже говорил – нам нужно обеспечить доброжелательность персонала рынка по отношению к покупателю. Про требования, предъявляемые к продавцам, я уже сказал. Но я не сказал о том, насколько жестким будет контроль над их выполнением. Естественно, работник, попавшийся на торговой нечистоплотности, будет отстранен от работы и уволен. Но мы попытаемся сделать так, чтобы у них не возникло даже мысли совершить что-либо неправомерное.

– Каким образом?

– Во-первых, создав им качественные условия труда и обес­печив достойной заработной платой. Это я им могу гарантировать уже сейчас. Во-вторых, организовав на высоком уровне систему контроля. На рынке будут не только работать контролеры, но еще и обеспечена система постоянного видеонаблюдения. Не слежения – не надо путать эти понятия. Не будет работа продавцов постоянно отслеживаться через мониторы, этого нам не нужно. Но при возникновении спорных моментов мы всегда можем найти данные с камеры за конкретный промежуток времени и посмотреть, что же в действительности произошло между продавцом и покупателем.

Поломать психологию

– Получается, что в систему контроля будут интегрированы и потребители?

– А как же без этого! Приходя на рынок, человек будет понимать не только то, у какого производителя берет тот или иной товар, но и то, кто конкретно его обслуживает – на груди каждого продавца мы прикрепим бейдж с необходимой информацией. Кроме того, по территории развесим информационные объявления, куда и кому звонить при возникновении спорных ситуаций.

Потребительский контроль, я уверен, это самый серьезный контроль из всех, которые только могут быть. Попробуйте обмануть домохозяйку или условную бабушку со спичкой! Никогда этого не выйдет!

Но контроль – не самоцель. На самом деле, мы хотим в итоге выйти на максимальный уровень доверия между покупателем и продавцом, зачатки которого уже сегодня можно наблюдать на некоторых торговых объектах города.

– Например?

– Вы наверняка знаете, что многие люди предпочитают брать мясо или молоко у одних и тех же продавцов. Подходят и спрашивают: свежая ли продукция? И верят тому, что говорит продавец. Потому что они берут у него уже не один год, и он ни разу их не обманывал.

Или вот еще пример. У нас есть в Воронеже магазин, который торгует в том числе мясной продукцией, произведенной на наших предприятиях. Бывает так, что деловые женщины, с утра до вечера работающие в офисе, просто звонят продавцам и просят отложить им мясо определенного вида в каком-то количестве. После работы – сам видел – они просто приходят, забирают пакет, не глядя в него, отсчитывают деньги и уходят. Вот это – доверие! Доверие, сформированное как продавцами, так и покупателями. И к такой системе мы должны стремиться и на Центральном рынке.

– Но вы же понимаете, что для этого нужно ломать психологию. И начинать ее ломать нужно прежде всего у продавцов…

– Прекрасно понимаю. Поэтому мы и ищем сегодня именно адекватных, честных продавцов, готовых именно работать, работать много, качественно за достойную заработную плату, а не за какие-то никем не учтенные бонусы. Если человек не привык работать честно и не понимает, как это делать, то лучше пусть он к нам даже и не приходит – толку от этого сотрудничества все равно не будет. Поймите, в кооператив входят достаточно опытные и самодостаточные бизнесмены, которые очень не любят, когда их обманывают. И думать, что их можно будет обвести вокруг пальца, со стороны возможных претендентов на соискание этих должностей было бы неумно.

Дело чести

– Рынок как объект капитального строительства будет представлять собой не только торговые помещения, но и двухуровневую парковку, собственником которой станет другое юридическое лицо – ФК «Аксиома». Чьим эта парковка будет служить интересам больше: рынка или воронежцев, проживающих или работающих рядом?

– Кто бы ни управлял парковкой, он должен окупить вложенные в нее инвестиции. Поэтому естественно, что пользоваться ею будут не только клиенты рынка. Я вас могу уверить, что мест хватит всем. В данный момент мы обсуждаем с представителями компании «Аксиома» этот и другие моменты.

– Когда же воронежцам можно ожидать открытия Центрального рынка?

– Август текущего года, не позже. Это – срок, поставленный нам правительством Воронежской области и администрацией городского округа г.Воронеж.

– С их стороны, наверное, контроль над ходом работ осуществляется постоянно?

– Контролируют с утра до вечера. Но это и понятно: объект имеет очень важное социальное значение для города. И естественно, в этой ситуации никому не хочется сесть в лужу. Членам кооператива – тем более. Как я уже говорил, люди в нем собраны достаточно солидные, у которых нет желания не справиться с поставленными задачами. Мы просто не привыкли не справляться. Это для нас – дело чести.

– Наверное, и прибыли?

– Да перестаньте! Выйдем в ноль – уже хорошо. Этот проект для нас – сугубо имиджевый, позволяющий нам понять, на что мы способны. Даже предполагаемые объемы продаж здесь для каждого из нас составят не более 2-5% от объемов собственного производства. Так что, скорее, рынок будет для нас площадкой по определению качества производимой нами продукции.

Справка

В состав сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива «Сельскохозяйственный региональный кооперативный рынок «Центральный» сегодня входят ОАО «Острогожс­ксадпитомник», «Верхнехавский холдинг», ООО «Экопродукт», ГК «Логус-Агро», ООО «Заречное», ЗАО агрокомбинат «Николаевский», ООО «АПК Агроэко», ИП Князев, ООО «Ряба», ООО «Олсам», ОАО «Юбилейное» и ряд других производителей. В течение первого года работы кооператив будет возглавлять владелец ООО «Селекционно-гибридный центр Верхнехавский район» Антон Пермяков.

Кстати

Старое здание рынка было демонтировано весной прошлого года, сейчас на площадке идут строительные работы. Проект нового рынка разрабатывала компания Altius Engineering Construction, которая теперь занимается его возведением. Завершить строительство нового здания Центрального рынка планируют к 1 августа 2014 года. Стоимость проекта составляет около 1,2 млрд руб. Его соинвестором выступает  ФК «Аксиома», которая после завершения строительства получит подземную парковку.