Газета,
которая объединяет

На круги своя

Чем закончилась реформа техосмотра
Рубрика: Социум№ 56 (1771) от
Автор: Александр Нечаев

Два с половиной года назад «Берег» поведал о реформе техосмотра. Тогда процедуру, о которой водители рассказывали страшилки, решили «очеловечить» и сделать более простой и менее коррумпированной. Для этого техосмотр передали из ведома ГИБДД в юрисдикцию Российского союза страховщиков, обязательное ношение талона техосмотра отменили, а сам талон заменили на диагностическую карту, которая нужна всего раз в году – при заключении договора по ОСАГО.

После этого слово «тех­осмотр» в российском медийном потоке стало встречаться настолько редко, что возникают сомнения, функционирует ли вообще система? Корреспондент «Берега» решил разобраться в этом...

Теория…

Реформа техосмотра предполагала переходный период в два года, когда помимо бывших специализированных постов ГИБДД должны параллельно заработать частные конторы, аккредитованные РСА. Количество мест, где можно получить диагностическую карту, выросло, цены в каждом регионе установлены законодательно (в Воронежской области – 480 руб.). Казалось бы, все правильно и должно работать, но…

Главным просчетом устроителей реформы стала надежда на то, что страховые компании будут честно исполнять функции регулятора. Казалось бы, у них прямая выгода в исправных автомобилях: меньше ДТП из-за поломок – меньше выплаты. Но на практике жажда наживы и охота на клиентов оказались сильнее. Если у автовладельца нет диагностической карты, в большинстве страховых компаний либо просто закроют на это глаза, либо предложат ее купить.

Мы провели эксперимент. Звоним в офис крупной страховой компании, спрашиваем: «Мы бы хотели застраховаться по ОСАГО, но у нас нет диагностической карты. Это проблема?» Девушка на том конце провода неуверенно отвечает, что да, по закону ДК нужна при продаже ОСАГО, но вы приезжайте к нам, что-нибудь придумаем.

Звонок страховому менеджеру другой компании на личный сотовый телефон позволил пообщаться без купюр и намеков.

– Нет диагностической карты? Не вопрос, сделаем за тысячу рублей. Официальную, внесенную в реестр.

– Без осмотра автомобиля?

– Конечно, без осмотра.

Еще несколько звонков позволили определить ценовую вилку – от 1000 до 1500 руб., при официальной цене 480 руб. В общем, все как до реформы. Тогда, помнится, талоны привозили чуть ли не на дом, только стоимость услуги была дороже – 1700-2500 руб.

…и практика

В качестве эксперимента корреспондент «Берега» попробовал пройти техосмотр самостоятельно. Я приехал на ту же самую СТО, где до начала реформы как-то простоял целый день в очереди и заветный талон получил не без усилий. Теперь это уже не подразделение ГИБДД, а частное ООО. Но поменялось не только это.

Я приехал на СТО утром буднего дня. На площадке перед боксами не было ни одной машины, вялые работники лениво переходили с места на место, а девушка, которая принимает документы, чуть ли не дремала на рабочем месте. Еще один желающий получить диагностическую карту появился – только когда я уже уезжал.

Получилось все быстро. По новому закону на осмотр легкового автомобиля отводится 28 минут. Я отдал документы в 10.57, а уже в 11.10 получил диагностическую карту. Претензий к машине никаких не оказалось, карта, как и положено для шестилетнего автомобиля, выдана на два года. Цена – «официальные» 480 руб.

Признаться, очень сложно оказалось понять тех, кто не едет на пункты осмотра, а просто покупает диагностическую карту. Как показал наш опыт, никаких проблем или неудобств это не приносит. Мало того, что можно сэкономить 500-1000 руб., так еще и автомобиль худо-бедно проверят. Для тех, кто не хочет переплачивать и ратует за легальный техосмотр, реформа оказалась очень кстати. Потому что процедура из долгой и утомительной превратилась в такую, какой и должна быть на самом деле – легкой и быстрой.

Но вот проблему коррупции реформа не решила ни на йоту. Отстранили от кормушки полицейских, но тут же бизнес на продаже диагностических карт начали делать агенты страховых компаний. Контролировать не только исправность, но и соответствие машины техническим параметрам сегодня некому. Стоит ли удивляться, что у каждого второго автомобиля на дороге либо тонировка не по ГОСТу, либо «самопальный» ксенон, либо нестандартная выхлопная система, которые не только влияют на безопасность, но и осложняют жизнь другим водителям…