Газета,
которая объединяет

Александр Афанасьев – со-творец русской сказки

Крупнейший собиратель фольклора родился в Богучаре
Рубрика: от

Александр Николаевич Афанасьев – выдающийся русский ученый XIX века. Главным его трудом стало издание свода «Народных русских сказок». Собрание Афанасьева, включающее 600 текстов, по широте, богатству и разнообразию остается непревзойденным до сих пор. Оно изначально задумывалось как «ученое». К сказкам российских губерний из архива Русского географического общества Афанасьев добавил записи В.И. Даля, П.В. Киреевского, И.И. Срезневского. Исследователь подготовил тексты к печати, систематизировал их и сопроводил нужными филологическими и мифологическими примечаниями.

В 1870 году стараниями А.Н. Афанасьева в России вышла книга «Русские детские сказки». В нее входили такие знакомые и любимые всеми нами сказки, как «Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Морозко» и многие другие. Представить детскую отечественную литературу без них сейчас невозможно. Записав эти сказки, передаваемые ранее из уст в уста, от поколения к поколению, Афанасьев спас их от забвения и сделал доступными для всех.

Стоит особо отметить главный научный труд А.Н. Афанасьева – трехтомник «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов». Подобного труда до Афанасьева не знала не только русская, но и зарубежная наука. Ученый скромно назвал свое исследование опытом, но этот опыт до сих пор никем не превзойден. «Поэтические воззрения славян на природу» являются одной из классических работ не только русской мифологической школы XIX века, но и мировой науки о фольклоре вообще. Особое значение работы Афанасьева заключено в богатстве громадного собранного материала, в установлении живых связей языка и преданий в их историческом развитии. Этот бесценный материал почерпнут из истории, этнографии, мифологии, словотворчества десятков народов.

Работу детально изучил Лев Николаевич Толстой. Сергей Есенин в голодные годы за пять пудов муки выменял заветный трехтомник Афанасьева, считал это счастливейшим событием в жизни, подарком судьбы. Поэт «делал выборки из афанасьевского текста и тут же переделывал их в стихи». Достоевский, Лесков, Мамин-Сибиряк, Бунин, Блок, Алексей Толстой, Пришвин, Платонов, Соколов-Микитов, Шолохов, Шергин – вот далеко не полный перечень имен русских писателей, для кого труд Афанасьева стал «живой водой» в собственном творчестве.

Будущий этнограф-фольклорист родился в городе Богучар Воронежской губернии в 1826 году. Отец его был уездным стряпчим. Как чиновник из ведомства прокурора он следил за соблюдением законности, за правильным ходом судебных дел в Богучарском уезде. В воспоминаниях А.Н. Афанасьева отмечено, что его отец «справедливо почитался за самого умного человека в уезде, и к нему многие обращались в важных юридических случаях за советами». Вскоре отца перевели на службу в другой город – Бобров, где и прошло детство Александра Афанасьева.

Дома он освоил грамоту. После со старшим братом продолжил учение у местных священников. «И первый, и второй отцы Иваны, – позже вспоминал Александр Николаевич, – были люди вовсе не злые; но, воспитанные в семинарии, они были знакомы только с суровым духом воспитания и вполне поясняли нам, что корень учения горек».

С детства Афанасьев любил сказки. «Наслаждение и трепет» охватывали его, когда вечерами в углу темной комнаты, затаив дыхание, он слушал волшебные, поучительные и добрые истории в изложении дворовых женщин. Вспыхнувшая позже любовь к книгам не изгладила этого ярчайшего впечатления от устных народных сказок.

В 1837 году Афанасьев поступает в воронежскую гимназию и проходит полный семилетний курс обучения. Далее – учеба на юридическом факультете Московского университета.

После окончания университета Афанасьев предпринял попытку заняться научным исследованием древнерусского права, а затем был принят на работу в Московский главный архив Министерства иностранных дел. Там он и служил с 1849 по 1862 год. Служба в архиве давала Афанасьеву возможность посвятить себя любимому делу – исследованию истории, права, литературы, народной поэзии, изданию произведений фольклора.

В это время Афанасьев печатался в журналах «Отечественные записки», «Русский вестник», «Библиографические записки», «Современник», в газетах «Московские ведомости» и «Санкт-Петербургские ведомости».

Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете, Русского географического общества, Московского археологического общества, Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Тяготение к леворадикальному мировоззрению сыграло трагическую роль в судьбе Афанасьева. В 1862 году он был уволен из архива за политическую неблагонадежность, поскольку был одним из тайных корреспондентов «Колокола» А.И. Герцена. Афанасьева уволили без пенсиона и без права впредь состоять на государственной службе. Начались житейские лишения, и вскоре Александр Николаевич заболевает чахоткой. С трудом ему удалось устроиться секретарем в Московскую Думу, а затем за год до смерти – секретарем в мировой суд. Он прожил всего сорок пять лет. И.С. Тургенев в письме к А.А. Фету в 1872 году горестно размышлял о его смерти: «Недавно А.Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с Вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения».

Петр ЧАЛЫЙ,

Татьяна МАЛЮТИНА