Газета,
которая объединяет

В ожидании чуда

Какая участь постигнет институтский городок СХИ?
Рубрика: от
Автор:

Комплекс зданий на улице Тимирязева, расположенный в районе ВГАУ, в народе прозвали «институтским городком». У историков и краеведов больше прижилось название «Комплекс СХИ». Но как бы там ни было, ансамбль зданий по Тимирязева считается уникальным и входит в перечень памятников архитектуры федерального значения.

А одно из строений этого комплекса претендует на место в списке семи чудес Воронежской области. Вместе с тем, состояние как потенциального «чуда», так и комплекса в целом оставляет на сегодня желать лучшего.

Остатки роскоши

В начале прошлого века строительство городка СХИ, впрочем, как и создание самого аграрного института, стало событием, прогремевшим на всю страну. Решение о строительстве городка принимали на самом высоком уровне – Указ подписывал сам император Николай II. Комплекс строений вокруг учебного заведения власти поручили возвести архитектору Адаму Дитриху. Зодчий исколесил всю Европу, прежде чем начать работу над комплексом СХИ. В результате – здание сельскохозяйственного института, его корпуса с прилегающей территорией образовали уникальный пример архитектуры и градостроительства. Построенный по единому замыслу, институтский городок соединил в себе мотивы шведской, голландской и немецкой архитектур. В нем гармонично слились модерн, петровское барокко, неоклассика…

Этот комплекс по большей части выжил в войну – была разрушена только его южная часть. Но то, что было утрачено, сразу после войны лучшие архитекторы того времени воссоздали полностью. А вот в мирные годы архитектурный памятник пострадал. Собственно, от самого ансамбля СХИ, включавшего в себя здания, территории и зеленые насаждения, – сейчас можно наблюдать только остатки былой роскоши.

Дело в том, что несколько лет назад на его территорию начали вторгаться чужеродные постройки. Так, пространство возле части ансамбля «Профессорский корпус» (жилой дом по ул.Тимирязева, 1) уже заполонили коттеджи, что нарушило целостность памятника архитектуры. А еще в последнее время – под угрозой оказываются зеленые насаждения в охранной зоне двух памятников природы: «Ботанический сад имени Бориса Келлера» и «Дендропарк ВГАУ».

– По улицам Тимирязева и Ломоносова сейчас расширяют проезжую часть, – считает Ирина Москалева, жительница профессорского корпуса. – Эти работы могут затронуть зеленые зоны, чем продолжится начатое уничтожение комплекса. Проект ансамбля СХИ разрабатывался более 100 лет назад. И он весь в целом – а не один парк, или дом, или улица – признан памятником федерального значения. Изначально проект не предполагал широких дорог. И обиднее всего то, что расширение дороги может кардинально не решить проблему пробок…

Чудес не бывает?

И самое важное – ждет не дождется капитального ремонта значимая часть комплекса СХИ – «Профессорский корпус». Кстати, именно это здание претендует на место в списке «Семь чудес Воронежской области». Правда, уже только знатоки городской истории понимают всю ценность и красоту этого строения. Жители дома опасаются, что строение через какое-то время уже невозможно будет спасти…

На фото военных и довоенных лет, считает Ирина Москалева, дом выглядит даже лучше, нежели в наше время. В принципе, в этом нет ничего удивительного – примерно с тех лет в нем не проводилось качественных ремонтных работ. В прошлую «кампанию» капитального ремонта профессорский комплекс с ремонтом «пролетел», памятник так никто и не привел в порядок. Результат – налицо: крыша постоянно течет, отчего уже начали портиться стены и потолки, фасады выглядят ветхими…

– Сколько здесь живем, столько и пытаемся спасти дом от потопа, – рассказывает Анна Королькова, жительница профессорского комплекса. – Из переписки с чиновниками и коммунальщиками уже можно собрать архив. Что-то пытались тут рабочие подлатать, да все без толку – все равно крыша протекает. Потеки остаются не только в подъездах, но и в квартирах.

Вроде бы последние события радуют: дом-памятник может попасть сразу в несколько программ по кап­ремонту. В частности, приведения в порядок исторически ценного здания жильцы добились по решению суда. Правда, с исполнением этого решения пока никто не спешит.

В другом случае на капремонт обитатели памятника будут собирать деньги на общих основаниях. И, как говорит Ирина Москалева, «жизни не хватит, чтобы, собирая с жильцов по шесть рублей в месяц, накопить нужную сумму». Есть надежда и на региональную программу капремонта.

Но когда она реально заработает?