Газета,
которая объединяет

Веселье на Руси

Рубрика: Колумнистика№ 45 (1760) от
Автор: Юрий Бабаян

С детства этот праздник у меня ассоциировался с пасхальными яйцами. Их красили, кто чем горазд, в совершенно немыслимые цвета, а потом, уже вернувшись в школу, мы – ученики – сравнивали, у кого из родителей богаче фантазия. Ритуальный их смысл нам был вовсе не важен, да я его толком не знаю и по сей день.

Впрочем, в пасхальную ночь текущего года я понял, что религиозный смысл Пасхи неважен очень значительному количеству населения. Даже той его части, что относит себя к православным, носит крест, иногда ходит в церковь и внешне соблюдает иные формы традиционного для России культа.

Итак, география: район ул.Маршака. Время: ночь с субботы на воскресенье, примерно полпервого. Объевшись пасхальных яиц и прочей приготовленной мамой снеди, выхожу на балкон. Снизу слышу трехэтажный мат. Говорящих – двое. Голоса – очень пьяные. Рассуждают на религиозные темы, пробуя кратко пересказать Библию, используя знакомый и понятный им обоим лексикон. К сожалению, не услышал кульминации – пьяные голоса вместе с их носителями удалились в соседний двор.

Тут же понимаю, что в нашем дворе ночные «пришельцы» были не одни: из отечественного авто, стоящего как раз напротив балкона, слышен отчетливый разговор с использованием воровской «фени». Один «пацан по жизни» объясняет своему коллеге по амплуа суть поведения девушки последнего и ее статус после всего этого. Насколько понимаю, что­-то опять связано с храмом. Возможно, отказалась с ним туда идти. Голоса – вновь «специфические». Причем, голову даю на отсечение, в тот момент, когда в храмах пели «Христос Воскресе!», машины во дворе еще не было.

Этот момент очень важен. Ближайшее культовое сооружение – на ул.Домостроителей. Расположение объекта таково, что трезвому человеку идти от него минут 15, не меньше. Пьяному – от получаса, в зависимости от степени опьянения (по пути – поворот на ОВД, так что можно и вовсе не дойти). Сопоставляю время и, понимая, что, по крайней мере, первая компания точно возвращалась со службы (уж больно праздничная на них была одежда), ужасаюсь: в таком состоянии люди стояли в храме!

Вызываю такси. По пути домой проезжаю мимо соседнего двора. На лавочках возле четырех из шести подъездов сидят компании. Явно нетрезвые. Одна из них – та самая. То есть те, кто пытался с помощью ненормативной лексики перевести Священное Писание. Видимо, основные события уже были пересказаны, ибо оба приятеля хохотали во весь голос. Под окнами дома. Время – второй час ночи.

География: район универсама «Молодежный». Время: примерно полвторого ночи. Выхожу из такси. Большая дворовая территория освещена маленькими светящимися точками. Явно не светлячки. Светлячки не матерятся. Находящийся тут же пункт участковых уполномоченных полиции никого давно не пугает. Народ гуляет.

Захожу в квартиру, выхожу на лоджию. С восьмого этажа как на ладони виден двор лицея №1. Через него вереницей, слегка пошатываясь, идут компании молодежи. Они тут ходят каждую ночь, но не в таком, по большей части, состоянии. Под окнами стоит еще один шедевр отечественного автопрома. Стоимость установленной в нем акустической системы явно дороже цены самого автомобиля. Я это слышу. Весь микрорайон слышит. Ребятам весело. Они культурно отдыхают, попутно крича всем проходящим через школьный двор: «Христос Воскресе!» Те отвечают, как положено. Некоторые подходят и присоединяются.

География: там же. Время: 5 часов утра. Тишина. Если посмотреть с лоджии чуть вбок, то видно, что во дворе соседнего дома на детской площадке спит молодой человек. Одет – прилично. Видимо, просто куда-­то не дошел. Зато – выполнил христианский долг и может со спокойной душой поспать еще часок. Впрочем, может и больше – воскресенье, дворник утром погонит навряд ли.

Картина, нарисованная мною, – совсем не художественный вымысел. Ей бы можно было приписать рекламный слоган: «Внимание! В ночь на 20 апреля во всех дворах страны!» И, к сожалению, большинство жителей этих самых дворов не считают ее ненормальной.

В российском обществе давно уже сложилось толерантное отношение к попойкам по поводу любого праздника: государственного или религиозного. Наиболее продвинутые, объясняя такое отношение, вспоминают слова князя Владимира, который, выбирая христианство в качестве государственной религии, провозгласил, что «веселье на Руси есть питие». Другие просто убеждены, что любой праздник – это повод хорошо нализаться.

Кто проигрывает от этого? Церковь в том числе: с каждым годом религиозные праздники все больше ассоциируются с массовой попойкой, за которой теряется их истинный смысл. Получается, что общество, считающее себя православным, само нивелирует статус православия, опуская его, уж извините за жаргон, ниже плинтуса…

Грустно...