Газета,
которая объединяет

Гарант комфортности школы

О некоторых секретах управления педагогическим коллективом
Рубрика: от
Автор:

Недавно попал в достаточно неловкую ситуацию. Пришел в родную для себя школу – лицей «МОК №2», чтобы взять интервью у директора Владимира Свердлова к его 60-­летию, отмечаемому в эту субботу.

Пришел, но запамятовал, где находится его кабинет. Чуть позже Владимир Яковлевич, услышав об этом, только улыбнулся: «Значит, ты был хорошим учеником, если не запомнил».

«На ковер» – для поощрения

Хорошим учеником в прямом смысле этого слова я не был. Но «на ковер» не вызывался действительно никогда. Однако эта неловкая ситуация повернула разговор в интересное русло. Русло, в котором практически не оказалось места директору­менеджеру или директору­завхозу.

– Конечно, руководитель отвечает за все процессы, происходящие в школе, – говорит Владимир Свердлов. – И за хозяйственные, и за учебные, и за финансовые. Но прежде всего – за атмосферу внутри учреждения. Вот возьмем тот же директорский кабинет, уж коли речь зашла о нем. Стереотип: сюда вызывают лишь провинившихся учеников. Мы его разрушаем: в МОК №2 «на ковер» чаще вызывают, наоборот, успевающих.

Владимир Яковлевич поясняет: директорский кабинет используется, в том числе, для напутствия участникам конкурсов и олимпиад, информирования их о мероприятиях, в которых предстоит участвовать. А победители и призеры, кроме ставшей уже традиционной денежной премии, получают возможность сфотографироваться в директорском кресле.

Вот уже два года подряд МОК №2 «выдает на гора» более полусотни победителей и призеров областного этапа Всероссийской Олимпиады школьников. А призеров городских, областных и всероссийских учебных, творческих и спортивных конкурсов здесь и не сосчитать! Так что можно только представить, сколько успешных и радостных учеников проходит через директорский кабинет ежегодно. Такие показатели, кстати, делают учебное заведение лидером среди общеобразовательных учреждений не только города, но и области.

– Не хочу хвалиться, но по количеству победителей и призеров различных олимпиад мы уже соперничаем не с отдельными школами, а с целыми районами – как города, так и области, – говорит Владимир Свердлов. – И естественно, мне, как человеку, пришедшему в школу в первые годы ее существования, приятно дожить до того момента, когда учиться в ней стало престижно.

Комплексная структура

Разумеется, так было не всегда. В 1981­м, когда Владимир Яковлевич только пришел сюда на должность завуча, основной контингент учащихся учебного заведения составляли дети, чьи имена, скорее, можно было найти в списках инспекции по делам несовершеннолетних в милиции, нежели среди победителей олимпиад. В 1985­м в 31 год Владимир Свердлов занимает кресло директора и становится самым молодым руководителем школы в Воронеже. А еще несколько лет спустя возглавляемый им педагогический коллектив делает первые шаги по внедрению в образовательный процесс инновационных элементов.

– В определенный момент я начал замечать, что наши лучшие ученики после 9 класса забирают личные дела и уходят в другие школы, – вспоминает Владимир Яковлевич. – В количественном плане ничего страшного в этом не было: на тот момент у нас обучалось порядка 2,5 тыс. детей. Однако обидно: уходили­то действительно лучшие. Надо было срочно принимать меры.

Первым шагом стало создание экспериментальной площадки по организации профильных классов. Сначала появился математический профиль. Немного позже – гуманитарный. Постоянное повышение квалификации учителями позволило далее открыть политехнический и химико­биологический профили.

За последующие четверть века структура образовательного учреждения заметно расширилась. Сегодня в нее входит собственный детский сад, начальная, общеобразовательная школа и лицейские классы. Кроме того, здесь существует отделение дополнительного образования, позволяющее детям заниматься спортом и творчеством, не выезжая за пределы собственного микрорайона.

– Конечно, нам в значительной степени повезло со временем, – признается директор. – В то время поощрялись попытки педагогических коллективов искать новые подходы к работе. Мы пробовали в начале 90­х сделать наше учреждение даже коммерческим лицеем, однако быстро поняли, что коммерсанты из нас никакие.

Оборудование для движения

В последние годы лицею «МОК №2»  еще раз крупно повезло – в вопросах реализации государственных и муниципальных программ, направленных на улучшение материально­технической базы.

– Современное образование только с помощью мела и тряпки дать невозможно, – поясняет Владимир Свердлов. – Я преклоняюсь перед учителями, которые постоянно осваивают новые программы, технику, внедряют новые знания в образовательный процесс. Это – очень сложно, но когда люди готовы этим заниматься, им надо всячески помогать.

Сегодня за счет средств муниципального, областного и федерального бюджетов закуплены новые компьютеры, интерактивные доски, проекторы, оборудование для пищеблока. Компьютерная техника во всех классах объединена в общую внутреннюю сеть. По итогам 2012 г. лицей «МОК №2» стал победителем областного конкурса «Школа – Лидер образования Воронежской области», и на деньги, полученные в качестве гранта, смог оборудовать три предметных класса и актовый зал. На очереди – зал спортивный. Плюс – завершение работ по строительству школьного стадиона.

Впрочем, по мнению Владимира Яковлевича, новое оборудование нельзя рассматривать исключительно через призму облегчения учительского труда.

– Прежде всего, оно позволяет нашим педагогам двигаться вперед, – поясняет он. – Это – мощный моральный стимул, без которого ни один преподаватель прожить не может. Будем откровенными: даже после всех повышений заработной платы доход учителя все равно несопоставим с теми трудовыми затратами, которые он несет.

Результаты – второстепенны

Моральное стимулирование и чуткость в человеческих отношениях определяют политику руководства школы в течение последних десятилетий. Один пример – за почти 30 лет работы в должности руководителя Владимир Свердлов не вынес ни одного выговора работающим здесь учителям.

– Директор ни в коем случае не должен выступать только в роли надзирателя, которого все боятся, – уверен Владимир Свердлов. – Руководитель – это гарант комфорта совместного существования учителей и учеников. При этом под комфортом не надо понимать вседозволенность – ее как раз он допускать не должен.

– А что должен, как, вообще, понять, на своем ли месте директор?– задаю ему «провокационный» вопрос.

– Надо посмотреть, часто ли приходят к нему учителя со своими проблемами? Как они решаются? Обращаются ли в сложной жизненной ситуации родители учащихся? Какая помощь оказывается? Вообще, директор должен быть Человеком – именно с большой буквы, к которому тянутся и учителя, и дети, и их родители, который может вести за собой.

– Результаты школы при этом вы, получается, не считаете основополагающим моментом?

– Не считаю. Наши результаты – это процесс естественный. Они – итог не какого­то скачка или прорыва, а планомерной работы. Ну не может директор, с любовью возглавляющий школу 30 лет, считающий ее родной, не привести ее в конце концов к успеху! Тем более, когда с ним рядом плечом к плечу на достижение этой цели работают педагоги, посвятившие школе десятилетия своей карьеры. Да, сегодня многие из них уже ушли на пенсию, со дня основания работает лишь несколько человек. Но и те, кто пришел позже, уже давно пропитались этой атмосферой сотрудничества. К тому же, сейчас у нас трудится много вчерашних выпускников. И учится  много детей вчерашних выпускников.

– Владимир Яковлевич, все­таки 60 лет – возраст, когда пора если и не задуматься о выходе на покой, то, по крайней мере, признаться себе в том, что это время может наступить. Когда оно наступит, возникнет ли у вас вопрос, кто сможет вас заменить?

– Не возникнет. Не может человек, столько лет руководящий школой, не воспитать того, кто сможет в случае необходимости заменить его. И у меня есть на примете сотрудники, которые вполне справятся с этой задачей. Не могу говорить за учредителя, но у меня, по крайней мере, есть кандидатуры, которые я смогу предложить без зазрения совести.

– И последнее: какой бы вы хотели получить подарок к юбилею от учителей и учеников?

– Я бы очень хотел видеть больше счастливых улыбок на их лицах. Чтобы ученики уважали своих учителей и уходили из школы с благодарностью к ним.