Газета,
которая объединяет

Кукломания на Московском проспекте

В Воронеж приезжали уникальные авторские куклы
Рубрика: от
Автор:

Три дня, включая минувшие выходные, проработала в ТРЦ «Московский проспект» международная выставка авторских кукол и мишек Тедди, организованная московской галереей Вахтановъ. Порядка 130 экспонатов – современных художественных «экземпляров», изготовленных в единственном числе – приво­зила в Воронеж хозяйка одной из самых знаменитых в мире кукольных галерей Ирина Мызина.

Выставочные работы известных художников мира и российских «куклоделов», входящих в элиту мастеров-кукольников, недаром претендуют на «звания» настоящих произведений искусства – было на что посмотреть и что отметить. Выполненные из классического фарфора, современных пластиков и текстиля, галерейные куклы и мишки могут похвастаться тщательной, аккуратной проработкой каждого элемента и фантазией мастера, затейливо воплощенной в кукольную реальность.

Опередила Джексона

У известного не только в нашей стране галериста-кукольника Ирины Мызиной титулов больше, чем у иного собирателя классического изобразительного искусства. Обладательница одной из самых мощных в отечестве коллекций художественных кукол и медведей Тедди, Ирина – создатель современной российской кукольной школы, организатор первых в России международных выставок кукол, учредитель первого же на российской земле международного конкурса художников-кукольников и призов по нескольким номинациям. Мызина – лауреат Золотой Пушкинской медали за меценатство и просветительство и конкурса творческой элиты Москвы «Женское лицо», номинант конкурса «Лицо года» журнала «Лица», почетный патрон НИАДА, обладатель почетной награды «Patron Saint» американского института профессиональных художников-кукольников и премии «Арт персона» Международного салона кукол.

Сайт галереи Вахтановъ сообщает, что куклы Мызиной живут в ее доме не в шкафах и на полках, а на правах любимых домочадцев. Что однажды Ирина «увела» из-под носа Майкла Джексона уникальную куклу Джо Эллен Триллинг «Деликатес-Танго», которая стала украшением ее домашней коллекции. Что даже семейные легенды связаны с куклой; в письме с фронта дедушка галеристки наказывал своей жене, бабушке Ирины, во что бы то ни стало сохранить куклу – как фамильную реликвию. Спустя годы именно эта «сохраненная» кукла положила начало Ириной коллекции.

Не без гламура

В рамках воронежской выставки посетителям представили, кроме всего прочего, плюшевые проекты Ирины Дюжевой «Три плюс два… 50 лет спустя» и «В городском саду». В экспозицию включили также фотопроект «Черно-белые грезы» в авторстве Ирины Мызиной и Владимира Помогаева – романтичные портреты кукляшек («прикинувшихся» звездами кино 30-40-х годов), качественно выполненные и эффектно поданные.

Впрочем, последнее наблюдение касается выставки в целом: она отличалась не только разнообразием техник и материалов, в которых изготовлены экспонаты, но и – банально! – красотой. Местами даже переходящей в гламур. Что, безу­словно, допустимо для кукольной выставки – согласно ее задачам, подчеркнуто «декоративным».

Народу на открытие собралось достаточно, причем – далеко не детского, как можно было предположить, возраста. Кукол рассматривали не спеша – видимо, уясняли «на глаз» тонкости процесса их создания. Многие фотографировали экспонаты на телефоны, явно любуясь оригинальной кукольной «натурой». Мне же особенно «глянулись» персонажи из войлока и папье-маше – они как-то теплее, во всех смыслах мягче и душевнее своих соседей по выставочной площадке. А вот кого-то из мастеров выделить сложно: в этом смысле выставка получилась достаточно ровной.

– За 17 лет работы галереи мы вырастили плеяду настоящих профессионалов, художников, которые, в свою очередь, воспитывают молодых кукольников; у нас уже их дети выставляются, – говорит Ирина Мызина. – Работаем мы и с воронежскими авторами, сотрудничаем на постоянной основе.

Знай наших

Не могу сказать, опять-таки, что работы воронежцев выглядели особо вы­игрышно на общем фоне, составленном из произведений мастеров Калуги, Перми, Томска, Москвы и других городов России и зарубежья. Но ведь и не затерялись на нем! Поэтому творчество Нины Ворониной, Ольги Боевой, Дмитрия Наумова, Николая Павлова, Ларисы Гутцевой, Натальи Скрипниковой, Натальи Рублевской и Светланы Устьяновой порадовало зрителя не меньше, чем, скажем, изделия японских мастеров – действительно уникальные, без натяжек.

В качестве самого «эксклюзивного эксклюзива» зрителю демонстрировали шарнирную японскую «даму». С виду она больше похожа на куклу антикварную, чем на современную художественную; стилистически экспозиция получилась довольно насыщенной. И изобретательно организованной: куклы и мишки как бы отрабатывали несколько сюжетных моментов. Первый – поезд, на котором отправляются в неведомые края необычные пассажиры. Второй – военный духовой оркестр, якобы провожающий их на перроне; премилые косолапые с музыкальными инструментами в «руках» выстроились по заданной траектории. Конкретной, исторически достоверной: композиция сделана по старой советской фотографии оркестра, который вечерами играл в парке.

Вообще галерея Вахтанговъ стремится не только показывать кукол и мишек как таковых, но и создавать проекты, их оживляющие. Так, есть уже успешный опыт кино- и фотоанимации – и впредь отказываться от подобных форм работы Мызина не собирается. Оно и организация выездных выставок, подобных воронежской – отражение активной, скажем так, жизненной позиции сотрудников галереи, не желающих прятать свои сокровища за высокими стенами стационарного хранилища.

Найти мечту

– Мы действительно очень любим путешествовать, – подтверждает Ирина. – И наши друзья, мишки и куклы, тоже любят; даже специальный транспорт для этого есть. У кого-то ковер-самолет в ходу, а у галереи – свой собственный паровоз. Для него специальный железнодорожный путь выделяют.

– Главная цель таких поездок по городам и весям – какая?

– Удивлять, открывать, делиться, рассказывать, показывать… Что и происходит: я часто сталкиваюсь с тем, что публика уходит с наших выставок под очень сильным впечатлением. Люди живо интересуются куклами, с огромным вниманием слушают экскурсовода, благодарят за выставку; это невероятно приятно… Замечательную, на мой взгляд, коллекцию кукол и веселых мишек Тедди, которые умеют играть на музыкальных инструментах и в шахматы, привезли мы и в Воронеж. Думаю, город ее оценит. Ведь здесь представлены разные стили, технологии, эстетики, направления. И каждый зритель, независимо от возраста, пола и рода занятий, найдет «свою» куклу.

– А сами вы, Ирина, имея значительную домашнюю коллекцию кукол, уже поместили в нее «свою» – одну-единственную, ненаглядную? Есть у вас кукла-мечта? Или ее в принципе найти невозможно?

– Нет, я надеюсь, что – возможно. И все ищу такую куклу. В моей коллекции очень много интересных, достойных экспонатов. Среди них – те, которые есть только у меня; это настоящая ценность для коллекционера. Но куклу своей мечты я до сих пор не встретила. И, знаете, это радует…