Газета,
которая объединяет

А теперь – Горбачев!?

Рубрика: от
Автор:

Суд над Михаилом Горбачевым предложил на исходе минувшей недели депутат госДумы Федоров. Он предлагал судить первого и последнего президента СССР и раньше, в последний раз в декабре 2012 года. Но тогда, как и в предыдущие разы, не снискал того внимания, как сейчас. Что тут виною – «Русская весна» или что­-то другое, но потенциальное разбирательство по поводу развала СССР обсуждалось всю неделю в медиа­-пространстве довольно активно.

В запросе Федорова к генпрокурору Юрию Чайке говорится, что «…группа должностных лиц СССР, в том числе и Президент СССР, в августе-­декабре 1991 года умышленно, исходя из личной заинтересованности, совершила деяния, образующие идеальную совокупность преступлений, направленных против основ конституционного строя и государственной власти». И это выглядит солидно. Точнее – выглядело, пока во вторник Федоров не отметился еще одним заявлением: солист группы «Кино» Виктор Цой, оказывается, был агентом ЦРУ, потому что пел «перемен, мы ждем перемен». По своему ли разумению Федоров делает свои информационные вбросы или выполняет чей­то заказ – уже не имеет значения. Ибо разумение – это, по­-видимому, не про депутата. К тому же он шибко промахнулся идеологически: Цой сейчас звучит на Юго­-Востоке русской Украины и именно – «перемен».

Итак, взгляды истца к Горбачеву не принципиальны. Но принципиально другое: роль Горбачева, который захотел, чтобы его называли президентом СССР, и скоро этого СССР не стало.

Первой реакцией самого Горбачева на возможность суда над ним было слово «глупость». Лучше бы Горбачев воздержался от этого. Ведь сам он напоминает одного правителя из популярной сегодня телесаги «Игра престолов». «Он съехал на коне прямо в пропасть. Говорят, он смотрел тогда на небо и не заметил, куда едет его конь», – говорили о том правителе.

Не могу точно сказать, куда смотрел Горбачев – на небо, на Запад, через Атлантический океан, но однозначно он тоже не смотрел, куда едет его конь. Разница между Горбачевым и незадачливым правителем из «Игры престолов» только в том, что тот рухнул в пропасть вместе с конем, а Михаил Сергеевич неплохо сохранился по сию пору.

Есть полярные мнения насчет его деяния. Наиболее концентрированным выражением сразу обеих точек зрения мне показалась вот такая метафора на тему древних эпических персонажей.

Для большинства россиян Горбачев – это почти мифологический персонаж. Вроде Ленина, который когда-­то сверг какого­то царя или Сталина, усатого русского Чингисхана с трубкой.

Я застал еще время, когда бывшего президента СССР воспринимали в роли потерпевшего Менелая Сергеевича, у которого коварный Парис Николаевич увел прекрасную Россию. Теперь сторонники Горбачева, благодарные ему за избавление от «империи зла», представляют его Гераклом, который в одиночку расчистил Авгиевы конюшни. «Да все он делал только, чтобы на Западе красиво тусоваться», – оппонирует им таксист из мифологического «Брата 2».

Был Горбачев Гераклом или «тусовщиком», но справедливости ради надо вспомнить и других персонажей, поучаствовавших в развале Союза. Например, трех братских президентов, собравшихся в лесу (до них еще были «путчисты», но эти вообще оказались пешками в чужой игре). А еще вспомним миллионы «россиян», еще вчера – советских людей, что спокойно встретили Новый 1992 год с сатириком Задорновым, а не пошли с красным флагом к администрациям.

Есть мнение, что Горбачев осенью 1991-­го по сути сделал то, чего не стали делать власти Украины в марте 2014-­го: признал де­-юре фактически состоявшееся отделение части страны. Сейчас агрессия «хунты, выросшей на Майдане», неожиданно подсвечивает тот слабовольный поступок Горбачева. Может, он в самом деле великий миротворец? И не случайна его нобелевская премия?

Но разве не породили возможность возникновения «хунты» те же самые действия Горбачева, что снискали ему статус миротворца? Вдумайтесь в это. Не быть милитаристом – хорошо, но этого мало. Особенно для правителя огромной великой страны.

Переформатируй тогда Горбачев Союз по уму и поступай по уму идущие за ним, и тогда, спустя 23 года, «шакалья морда укронацизма», пытающаяся сегодня принудить русское население к покорности, не имела бы шансов даже открыть свою пасть. Может, русским областям с самого начала надо было дать определиться?

А если Горбачев считает, что сделал все, что от него по роли зависело, то ему стоит даже приветствовать суд. Он позволит расставить все на свои места.

Лично я не желал бы Горбачеву срока. Даже, пожалуй, условного – не желал бы. «Деятельного раскаяния» меченого царя Михаила было бы вполне достаточно.