Газета,
которая объединяет

Дорожно-транспортное сумасшествие

В Воронеже обсудили пути снижения аварийности на дорогах
Рубрика: от
Автор:

Стоит только властям привести в порядок дороги, как на отремонтированных участках тут же повышается аварийность. Надо ли в таком случае ремонтировать дороги вообще?

Ответы на этот, казалось бы, риторический, и другие вопросы искали участники круглого стола «Пути повышения безопасности водителей на дорогах Воронежской области», прошедшего на днях в Центре развития бизнеса банка «Московский».

Чинить иль не чинить?

По словам заместителя начальника управления ГИБДД по Воронежской области Станислава Коняева, в последнее время в регионе отмечается снижение числа погибших и пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, чему способствует целый ряд факторов. Среди них – и ужесточение ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения, и повышение безопасности самих автомобилей, и, естественно, улучшение состояния автомобильных дорог, отмечающееся на протяжении последних пяти лет.

Впрочем, по словам депутата Воронежской областной Думы Анатолия Шмыгалева, обычно улучшение состояния дорожного покрытия приводит к обратному эффекту – там, где люди имеют возможность разогнаться, резко возрастает и количество ДТП, в том числе с участием пешеходов.

С Анатолием Петровичем согласился и председатель комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев. По его словам, сразу после того, как в Воронеже была сдана в эксплуатацию реконструированная ул.Антонова-Овсеенко, здесь резко возросло число наездов на пешеходов. Но значит ли это, что нужно прекратить ремонтировать дороги и заставлять водителей ездить по ухабам, где и 20 км/ч развить невозможно? Разумеется, нет. Участники круглого стола были единодушны в своем мнении: дороги ремонтировать нужно, но параллельно с этим необходимо проводить еще целый ряд мероприятий, направленных на снижение аварийности.

Какие это мероприятия? Во-первых, определение предельной скорости в населенном пункте. Николай Киселев предложил снизить максимально разрешенную планку до 50 км/ч, но другие участники мероприятия его в этом не поддержали: почему, если есть технические условия, водителя нужно так ограничивать? Анатолий Шмыгалев, например, предложил установить отдельные пределы скорости для разных районов города. Где-то это пусть будет 40 км/ч, а где-то – и 80.

Человеческий фактор

Естественно, что в каждом конкретном случае водители должны сами решать, разгоняться ли им до максимально разрешенной скорости, или нет. Для того же, чтобы они могли верно сориентироваться в ситуации, убеждены участники круглого стола, необходимо улучшить ситуацию с их подготовкой. Сегодня, согласно статистике регионального управления ГИБДД, 15 % от всех ДТП приходится на молодых водителей – то есть, имеющих стаж до 3 лет. И это, считает Станислав Коняев, очень много.

Впрочем, по мнению директора НОУ «Центр высшего водительского мастерства» Николая Селезнева, сегодняшние автошколы готовят водителей достаточно качественно. Другое дело, что получается на выходе?

– Как мы учимся в вузе? Сдал экзамен – и забыл, – напоминает Николай Иванович. – Так же и здесь. Человек сдал экзамен, положил права на полку, два-три месяца не водил, а потом все забыл. Задача автошколы – выдать удостоверение. Далее водитель всему учится на дороге сам, методом проб и ошибок.

Руководитель убежден: для того, чтобы снизить потенциальную аварийность, кандидат в водители должен получить значительно больше практических навыков. В Тамбовской области это, например, уже поняли: там принят областной закон, требующий от автошкол давать ученикам не менее 50 часов наезда в реальных дорожных условиях. В Воронеже клиент автошколы сам решает, сколько будет ездить перед сдачей экзамена. Может выбрать и вариант с 10 часами.

Станислав Коняев уверен в том, что еще одной проблемой сегодняшней подготовки в автошколах является и то, что людей учат не понимать ответы на вопросы экзаменационных билетов, а попросту зазубривать их. Как итог – у человека не откладываются в голове причинно-следственные связи.

– Такой водитель даже в теории не понимает, как действовать в нестандартной ситуации, – соглашается директор спорткомплекса «Белый колодец» Алексей Филимонов. – Например, у всех в подсознании – тормозить при заносе. А на самом деле это приводит к тяжелым последствиям. Как же правильно отреагировать в первые доли секунды – водитель толком не знает.

Привычка не нарушать

«Помогать» водителям вести себя правильно на дорогах, по сути, должны технические средства и инженерные сооружения. Впрочем, их использование, как считает Николай Киселев, часто идет вразрез с потребностями в снижении аварийности. Так, парапеты, разделяющие потоки, нередко устанавливаются там, где люди чаще всего переходят дорогу, в результате чего им приходится идти по проезжей части вдоль ограждения. А камеры устанавливаются не в местах возникновения наибольшего количества ДТП, а там, где водители чаще всего нарушают правила дорожного движения, что приводит не к снижению аварийности, а только к росту сборов штрафов в бюджет. Об этом, к слову, говорится и в недавно представленном Общественной Палатой РФ докладе «О состоянии дел в сфере организации и безопасности дорожного движения в регионах России».

– Почему никто никогда не отчитывается, что, дескать, на столько-то после установки камеры в этом месте сократилось количество ДТП? – вопрошает Николай Николаевич. – Все говорят только о том, насколько возросли платежи в бюджет!

Впрочем, эту претензию участники круглого стола не поддержали. Ведь камеры – это не инструмент снижения аварийности, а фискальная система, призванная выработать у человека привычку не нарушать ПДД не только на конкретном участке, а вообще.

– Власти реконструировали набережную Массалитинова, город получил 3,7 км ровной качественной дороги, – поясняет Станислав Коняев. – И что, мы должны ждать, когда здесь водители начнут «косить» людей? Нет, мы спрогнозировали, что тут могут начать превышать скорость, поэтому установили камеры, не дожидаясь трагедий.

Затрагивалась в ходе «круглого стола» и проблема регулярного превышения скорости, а также допустимого уровня шума мотоциклистами. Оказалось, в Воронеже сегодня нет ни одного эвакуатора, с помощью которого можно было бы транспортировать на штрафстоянку «железного коня» правонарушителя. Анатолий Шмыгалев пообещал поднять этот вопрос на уровне городской исполнительной власти.

Цифирь

Ежегодно в Российской Федерации в результате ДТП погибают более 20 тыс. человек и получают ранения более 200 тыс. человек. В 2013 г. на территории Воронежской области произошло 3823 учетных ДТП. В них погибли 590 человек и 4672 человека получили травмы разной степени тяжести. В I квартале 2014 г. произошло 625 учетных ДТП (-0,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ)). В них погибли 97 (-7,6% АППГ) и получили ранения 771 человек (– 6,5% АППГ).

По словам заместителя начальника управления ГИБДД по Воронежской области Станислава Коняева, некоторый рост учетных ДТП отмечается на федеральных трассах (582 случая), треть от общего числа подобных ДТП составляют наезды на пешеходов. 40 % – столкновения транспортных средств. В каком виде ДТП наметилось ощутимое снижение – так это в опрокидывании транспортных средств (-17% АППГ).

Среди причин ДТП, совершенных по вине водителей, пальму первенства по-прежнему удерживает несоответствие выбранной скорости конкретному случаю движения. В 2013 г. по этой причине произошла треть таких ДТП. Каждое шестое ДТП – из-за нарушения правил очередности проезда перекрестка, т.е. несоблюдение режима работы светофора. 5% ДТП совершено водителями в состоянии опьянения.

В прошлом году в 30,6% ДТП сопутствующим фактором стали неудовлетворительные дорожные условия. По итогам I квартала 2014 г. этот показатель возрос уже до 33 %.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В России подразделения Госавтоинспекции начали выдачу водительских удостоверений нового образца.

Как сообщила пресс-служба ГИБДД России, в водительских правах нового образца появились дополнительные категории и подкатегории и всего их теперь 16.

Несмотря на введение новых прав, автовладельцам не надо спешить с их заменой, так как старые удостоверения действительны до конца срока действия. Права нового образца будут выдаваться в плановом порядке тем, кто не имел их ранее либо при замене действующих по истечении срока или из-за утери.

Одно из нововведений, которое вступило в силу 1 апреля, — возможность учиться и сдавать экзамен с автоматической коробкой передач. В этом случае на оборотной стороне водительского документа нового образца будет стоять отметка «AT». При этом водитель с такими правами не сможет сесть за руль автомашины с механической коробкой передач.