Газета,
которая объединяет

Мертвые сраму не имут

Почему тела погибших в ДТП часами лежат на дорогах?
Рубрика: ЧП/Криминал№ 33 (1748) от
Автор: Ирина Костенко

Зачастую воронежцам приходится созерцать жуткие картины дорожно-транспортных происшествий. Понятно, что самой аварией на дорогах никого уже не испугаешь. Но если в результате ДТП гибнут люди и тела погибших часами находятся на проезжей части – здесь уже никакие ужастики не нужны. Да и этически эти ситуации, согласитесь, недопустимы. Почему же они являются реалиями городской жизни?

В редакцию нашей газеты несколько дней назад обратилась возмущенная читательница. Она рассказала, что в районе остановки «Механический завод» прямо на дороге длительное время лежит тело пожилой женщины – едва прикрытое.

– Видимо, несчастная угодила под колеса, – предположила обратившаяся к нам дама.

В ГИБДД по этому случаю тогда пояснили, что это, действительно, было ДТП. Пожилую женщину сбил автобус. Она переходила дорогу в неположенном месте и, по сути, погибла из-за того, что не воспользовалась подземным переходом, находящемся, буквально, в сотне метров от места трагедии. Но такой ответ вряд ли удовлетворил нашу собеседницу.

– Тело погибшей с утра лежит посреди улицы! – возмущалась она – И эту страшную картину могут увидеть маленькие дети! Как можно такое допускать? Неужели нельзя было хотя бы натянуть ленточку, упаковать тело в специальный мешок? Кто отвечает за это, и кому я могу пожаловаться?

К слову заметить, корреспондентам «Берега» не раз приходилось слышать подобные рассказы от воронежцев. Мы попытались выяснить, в чем же тут дело, почему горожанам невольно приходится быть очевидцами этих жутких сцен.

Кто в ответе за мертвеца?

Когда происходит авария на дороге, первыми на место выезжают сотрудники ГИБДД. Как нам пояснили в ведомстве, их часть работы – только зафиксировать ДТП, что делается «всегда по возможности оперативно». Однако известны случаи, когда «гаишников» приходится ждать по нескольку часов. Не зря же примерно с месяц назад депутаты облдумы предложили установить для сотрудников ГИБДД жесткий норматив прибытия к месту ДТП для оформления необходимой документации. Очевидно, что особо этот норматив должен действовать при ДТП со смертельным исходом и травматизмом.

Затем к работникам ГИБДД присоединяется следственно-оперативная группа – это эксперты, дознаватели – на их плечах доследственные мероприятия. Заметим, дорожно-транспортными происшествиями в ГУ МВД занята отдельная структура – специальный отдел по расследованию ДТП. Их работа, оказалось, может длиться часами.

– В каждом конкретном случае – время специальных мероприятий индивидуально. Скажем, если автомобиль совершил наезд на одного пешехода – такое ДТП можно оформить за 2-3 часа. Если жертв несколько – можно не уложиться и в шесть часов, – рассказывает Роман Бурцев, и. о. руководителя специального отдела по расследованию ДТП.

Трогать тело, автомобили, участвовавшие в ДТП, нельзя до окончания следственных действий. Нарушать всю вещественную обстановку места происшествия также строго запрещено.

– Именно от первых часов работы следователя и от полноты полученной в этой время информации зависит успешность раскрытия дела, установление предполагаемых виновных лиц, – поясняет Роман Бурцев.

Вот и получается, что несколько часов точно тело погибшего находится на улице. Во время следственных действий прикрывать труп не положено. Правда, на этот период место происшествия – если оно в городе, а не в чистом поле – положено огородить или обтянуть красной лентой.

– Здесь не до эстетики, – поясняет Роман Бурцев.– Нам тоже порой жалуются и родственники погибших, и просто горожане на то, что тела погибших так долго лежат на месте происшествия. Да, я согласен, это неприятно. Но в нашем деле важно не по-быстрому отработать, а качественно и профессионально провести необходимые мероприятия.

Ну а прикрыть ли тело по окончании работы следственно-оперативной группы или нет – остается на усмотрение участников процесса и родственников умершего. Это дело лишь этических и эстетических соображений – не регламентированное никакими документами. После следственных мероприятий тело погибшего увозит спецмашина, прозванная на профессиональном жаргоне «труповозкой».

– Сотрудники спецотдела, как правило, вызывают ее сразу же, чтобы машина долго не задерживалась, – рассказывает Роман Бурцев.

Кстати, в случае, рассказанном нашей читательницей, как предполагает специалист, «не сработала» именно спецмашина. Возможны, конечно, и другие варианты – например, неопытность следователя, вызвавшего автомобиль не сразу, а по окончании следственных действий…

Слабое звено?

Итак, есть еще одно звено, от которого также зависит этическая сторон вопроса – спецмашина. Как выяснилось, еще два года назад спецперевозками занимались сотрудники областной структуры здравоохранения – Бюро судмедэкспертизы. К слову, они признают, что и тогда не все проходило гладко – специфика этой работы не слишком-то близка медикам.

С 2012 года – транспортировкой трупов стали заниматься в МУП «Спецкомбинат». В распоряжении учреждения на данный момент – всего два специализированных авто, на которых увозят тела умерших. И не только в ДТП. И это на миллионный город. А финансируются они из собственной прибыли предприятия. Тем не менее, все это, как утверждают в организации, не мешает работать спецмашинам оперативно, а их количество – вполне достаточно для миллионника.

– Никаких серьезных жалоб по этому поводу нам не поступало, наши сотрудники работают оперативно, – рассказывает Алексей Катцын, один из руководителей МУП «Спецкомбинат».

Случаи, описанные нашими читателями, специалист связывает… с проволочками в оформлении ДТП и волокитой в следственных действиях. В остальном – процесс налажен.

Кстати, в специальном отделе расследования ДТП также уверены в том, что процесс полностью отлажен, а подобные случаи, когда трупы – даже после следственных мероприятий – часами лежат на улицах – единичны. И наши читатели сталкивались именно с такими единичными случаями – от которых, мол, никто из горожан не застрахован.

ЦИФИРЬ

По итогам 2013 года в Воронежской области было зарегистрировано 3823 ДТП, в которых погибли 590 и получили ранения 4672 человека. 389 ДТП произошло с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых 12 детей и подростков погибли и 398 получили ранения.