Газета,
которая объединяет

Корниловский манеж

Знаменитая цирковая династия представила в Воронеже уникальное шоу слонов
Рубрика: от
Автор:

В Воронеже начались гастроли старейшей цирковой династии Корниловых, которая привезла в наш город «Карнавал слонов». Со своими питомцами Корниловы объехали весь мир, а теперь и у воронежцев появилась возможность оценить это великолепное шоу.

Четыре слонихи с кажущейся легкостью выполняют сложнейшие трюки, занесенные в книгу рекордов Гиннесса. Гигантские артистки танцуют, кланяются, играют на губной гармошке, катаются на шаре, закручивают людей в хобот и поднимают вверх, крутят по семь обручей на хоботе и одновременно на ноге (именно этот «корниловский» трюк не повторил еще ни один слон в мире!).

Дочки-­матери

Руководит уникальным аттракционом дрессировщик Андрей Дементьев­Корнилов, представитель четвертого поколения легендарной цирковой династии. Андрей впервые появился на манеже цирка на Цветном бульваре… в 12 лет. С легкой руки Юрия Никулина ему доверили роль мальчика из зрительного зала, которого сажают на хобот слона, и тот его крутит, как на карусели.

В аттракционе Андрея Дементьева­Корнилова принимают участие четыре индийских слона: Ранго, Герда, Претти и Марго. Корниловы принципиально берут в работу только девочек, так как особи мужского пола достаточно агрессивны. Самая старшая – Ранго, ей уже 54 года (возраст слонов сопоставим с возрастом людей)! В цирк ее взял еще дедушка Таисии Корниловой, известный дрессировщик Александр Корнилов. Кстати, Ранго – настоящая знаменитость, на ее счету более 50 ролей в кино. Претти и Герде – 23 и 21 год соответственно. Обе попали к Корниловым из Таиланда, с острова Мьянма. В аттракционе застенчивая Герда исполняет самый сложный трюк: стоя на металлической «бутылке», вращает одновременно хоботом шесть хула­хупов. И седьмой – на задней ноге.

Настоящая звезда аттракциона – пятилетняя слониха Марго, которая, к слову, свои первые профессиональные шаги сделала именно на манеже Воронежского цирка. В коллектив малышка попала из Китая – и сразу же нашла себе «приемную маму». Претти так полюбила маленькую Маргошу, что теперь каждое представление наблюдает за своей «дочкой» из форганга. «Марго очень прыткая, ей хочется, как любому ребенку, залезть куда не надо», – не скрывая безграничной любви, рассказывает о Маргоше мама Андрея, Таисия Корнилова – художественный руководитель аттракциона. «При этом Марго очень талантлива, за короткое время работы она освоила трюки, на подготовку которых у взрослых слонов уходят годы», – добавляет Андрей.

Собака служит, а кошка дружит

В программе, которая будет гостить в столице Черноземья до 13 апреля, множество восхитительных номеров. Детвора с интересом наблюдает за разноцветными кошками Асель Саралаевой, которые выполняют такие акробатические этюды, что диву даешься. К слову, почти все участники кошачьего аттракциона были подобраны Аселью на улице. «Они у меня «простые дворяне», – смеется дрессировщица.

Есть в номере и породистые «экземпляры»: Кений и Алиса – тайские, Шанталь и Лук – мейн­кун. Воспитанников Асель хвалит постоянно, а если провинятся – перестает это делать. Для питомцев – самое страшное наказание! «На кошку вообще нельзя повышать голос, – считает дрессировщица. – Иначе она обидится и уйдет! Самое главное – любить их. Кошки очень чувствуют искреннее отношение. Это собака может служить, а кошка – только дружить!»

Есть в новой программе и собачий аттракцион. Номер «Озорные пудели» под руководством Евгения Комисаренко, супруга Асели Саралаевой, в очередной раз доказывает зрителю, что в цирке животных не мучают, а любят, холят и лелеют! Модно постриженные, красиво причесанные, чистые, сытые и довольные пудельки охотно выполняют команды дрессировщика. Кстати, Евгений Комисаренко – самоучка! Родился в маленьком сибирском городке Топки, где не было цирка. А мечта о нем присутствовала с детства. Желание стать дрессировщиком было столь велико, что мальчик начал самостоятельно изучать тему. Смотрел фильмы, читал много книг о дрессуре… Потом была цирковая студия, а после окончания Новосибирского аграрного университета Евгений купил первых собачек – и уехал работать в цирк...

Заявка на рекорд

Над клоунским дуэтом «Конфуз», не щадя животов своих, хохочут и взрослые, и дети. Александр Пеньков и Алексей Кругляков настолько органично смотрятся вместе, что представить их по отдельности невозможно. Существует клоунский дуэт всего лишь 5 лет. Алексей в прошлом – мастер по греко­римской борьбе, играл в театре, снимался в кино. А Александр до цирка танцевал в ансамбле Александрова. У Пенькова – тоже большой «послужной список»: принимал участие в проекте «Цирк со звездами», снимался в фильмах и сериалах.

Хорош и жонглер Энрико Аннаев, лауреат международных фестивалей. Стоит отметить и аттракцион с попугаями Владимира Городецкого: в «пиратском» номере украинского дрессировщика задействованы восемь огромных разноцветных попугаев ара и какаду и очень редкая птичка тукан, которую нам доселе видеть не приходилось. Самому молодому попугаю Городецкого нет еще и года, а самый старший уже достиг совершеннолетия, справив 18­летие. Перечислять трюки, которые выполняют эти очаровашки – дело неблагодарное, лучше один раз увидеть. Кстати, попугаи Городецкого умеют разговаривать! Один из питомцев прямо в микрофон кричит Владимиру: «Па­а­па!»

Представлены и два потрясающих конных номера. «Высшая школа верховой езды» потомственного циркового артиста (представителя третьего поколения цирковой династии) Юрия Володченкова – выше всяких похвал. Мастерство Юрий оттачивает с 10­летнего возраста. Освоив классическую школу, Володченков почувствовал необходимость развиваться дальше и, как только появилась возможность, уехал работать и учиться в Европу. В 2001 году создал сольный номер, которому рукоплескала не только Россия, но и Европа.

Юрий сам ухаживает за питомцами: кормит, чистит, расчесывает, убирает за ними, иногда даже ночует на конюшне. Со своими грациозными артистами дрессировщик нашел такое взаимопонимание, что они слушаются его с полувзгляда. И не только слушаются, а делают уникальные вещи. Например, Легион прыгает через скакалку – с седоком на спине. Тоже – заявка на рекорд для книги Гиннесса.

Гордость российского цирка

О дрессуре лошадей Виктора Евтехова тоже стоит рассказать подробнее: аттракцион «Конное табло», за который дрессировщик удостоен диплома национальной премии «ЦиркЪ» и международной премии «Золотая подкова», считается гордостью российского цирка. В номере задействовано шесть лошадей: три вороные и три белоснежные. Есть и седьмой участник труппы – очаровательный пони.

У лошадей Виктора Евтехова очень интересные клички – питомцев он называет либо в честь планет, либо в честь драгоценных камней: Уран, Нептун, Агат, Алмаз... Невероятно красивые жеребцы выполняют на манеже трюки без наездника – дрессировщик управляет подопечными, находясь в центре манежа. Жеребцы самостоятельно совершают сложные перестроения: бегут то парами, то тройками, то веером. Выстраиваются в шеренгу, кланяются или встают на «оф», танцуют вальс… Смотрится это настолько гармонично, что создается ощущение: лошади все делают сами!

В отличие от других артистов, Виктор Иванович не является представителем цирковой династии. Любовь к лошадям он унаследовал от бабушки Марфы Андреевны, которая держала рабочих и выездных лошадей. Виктор вырос рядом с Прилепским конным заводом, а с момента открытия в Туле стационарного цирка пропадал на конюшне. После школы, в 17 лет, пошел работать в цирк конюхом – к великому Борису Манжелли.

Не перегнуть палку

– Специально меня никто не учил, – рассказывает Виктор Евтехов. – Просто я успел поработать у четырех мастеров: Манжелли, Лапиадо, Барона и Соколова. Глеб Лапиадо «поставил» меня на лошадь, его жена Тамара учила артистизму – например, тянуть носки, как в балете. Потом я попал к Даниилу Борисовичу Барону. К 80­м годам он, пожалуй, был лучшим в жанре «высшая школа». У Барона я научился сидеть в седле, работать лошадей в руках. Разминал ему лошадь, помогал шлифовать элементы. Всех лошадей мы начинали работать в руках: школьный шаг, пассаж. Потом садились в седло и помощник (то есть я) подбивал им ноги палочками.

Главное в дрессуре лошадей, по мнению Евтехова, вовремя отступить. «Когда человек в раж входит – «давай еще, еще…» – можно разозлить лошадь и все испортить. Добился исполнения какого­то трюка – отступи! Лучше месяц отрабатывать одно движение каждый день, но не пытаться отшлифовать его за 1­2 дня, заставив животное проделать это 50 раз подряд. А еще важно знать, чего от какой лошади можно требовать. Одним легко ходить на задних ногах, а другим трудно. Надо понимать, что рысаки не будут делать курбеты, для этого нужны липпицианы с низкой пястью, мощным крупом и спиной, генетически к этому приспособленные…»

Дети и взрослые, побывавшие на премьере программы «Карнавал слонов», не отрываясь, смотрели на манеж и бурно аплодировали артистам. Умелая режиссура, сочетание новаторских тенденций молодых мастеров с проверенной временем классикой сделали представление поистине незабываемым. Даже те, кто раньше не очень понимал цирк, посмотрев «Карнавал слонов», полюбили его!