Газета,
которая объединяет

Сработали по-казарменному

Еще один памятник архитектуры стал жертвой строителей
Рубрика: от
Автор:

Не прошло и полгода, как превратился в руины знаменитый Дом Балашова (см. «Берег» №132 за ноябрь 2013 года, №13 за февраль 2014 года). Виновников уже постигла «страшная кара» и ожидает выполнение предписаний по восстановлению исторически ценного здания.

А тем временем под грохот тяжелой техники погиб еще один городской памятник архитектуры – часть комплекса «Чижовские казармы» (ул. Краснознаменная, 103). Это случилось в середине февраля. Тяжелая техника, несколько рабочих – и от злания не осталось ничего, кроме строительного мусора.

Нет обязательств – нет памятника

Двухэтажный дом из красного кирпича на Краснознаменной находился под охраной государства. В список объектов историко-культурного наследия «угодил» в 2001 году, но это его не спасло.

Как и многие в нашем городе старинные здания, дом из комплекса «Чижовские казармы» пережил на своем веку все – и небрежность жильцов, и годы запустения, невнимательность власть предержащих и нерачительность новоиспеченных хозяев…

В 2012 году уже изрядно обветшавшее здание казарм купила компания из Россоши. Примечательно, что памятник архитектуры стал собственностью фирмы, промышляющей… сносом строений. Подозрительно, не правда ли? Впрочем, дельцы из россошанской фирмы сами эти подозрения и «рассеяли». Уничтожили памятник по излюбленному «воронежскому» сценарию – в выходные дни. Так же разрушили, к слову заметить, дом купчихи Перелыгиной на улице Платонова в 2008 году.

Хотя в случае с казармами хозяевам памятника можно было никого не опасаться – разве что досужих горожан и поборников архитектурных ценностей. Все дело в том, что по закону организация или человек, приобретающие памятники культуры, берут на себя еще и охранные обязательства. Так, владельцы исторических объектов не могут делать перепланировку, реконструкцию, реставрацию без разрешения департамента культуры и архивного дела. А у владельца казарм охранных обязательств…нет! «В договоре купли-продажи ограничения (обременения) права на памятник истории и культуры у собственника отсутствовали» – так объясняют ситуацию сотрудники департамента культуры Воронежской области.

И еще добавляют: собственника информировали о необходимости получения охранного обязательства.

Кто виноват?

Получается, именно собственник виноват «во всех смертных» – он просто проигнорировал требования властей и тихой сапой разрушил здание?

Вот только общественность укоряет не только бизнесменов, а еще и чиновников.

– А куда же смотрели госслужащие, подписывающие договор купли-продажи? – возмущается Ольга Рудева, руководитель общественной организации «Архдозор». – Нам объяснили, что о намерениях владельца никто не знал. Но у нас – другая информация. Из достоверных источников нам известно: чиновников предупреждали об опасностях и о возможном сносе памятника компетентные люди.

Кто прав, кто виноват, сейчас выясняют правоохранительные органы. Как рассказали в департаменте культуры и архивного дела, «по факту уничтожения памятника истории и культуры департамент 17 февраля 2014 обратился в УМВД России по Воронежу с заявлением об установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности. Что выяснят правоохранители? Интересно… Ведь штрафы за неподобающее отношение к историческим ценностям значительно выросли. Так, к примеру, для должностного лица они могут достигнуть 5 млн руб…

Тем не менее, у общественников настроения не отличаются оптимизмом.

– Наверняка ситуацию просто «замнут», – предполагает Ольга Рудева, – а если все же виновники появятся – они отделаются незначительными штрафами. Как это произошло в недавнем случае с Домом Балашова, уничтоженным его же владельцем.

СПРАВКА

Комплекс «Чижовские казармы» – вновь выявленный объект культурного наследия регионального значения. Здания комплекса строились с 1910 по 1914 год для двух кавалерийских полков, в те времена эта часть Воронежа была окраиной. Вначале строения для военных называли «Новые казармы», затем – «Романовские казармы» – в честь празднования 300-летия дома Романовых. По той же причине их территория какое-то время именовалась «Романовская слобода». С июля 1923-го комплекс вновь переименовали в Красный или Военный городок имени Муралова. В 2000 году здесь располагался Военный городок №1 имени Фрунзе.