Газета,
которая объединяет

На всякий случай

Рубрика: от
Автор:

Лозунг «любой каприз – за ваши деньги» самым наглядным  образом реализуется сегодня в торгово-развлекательных центрах. Спектр предложений от их владельцев еще пару лет назад  показался бы неправдоподобным: от шнурков до газонокосилок. Удобно, конечно: вместо того чтобы, как прежде, перемещаться из гастронома в галантерею, а оттуда в «товары для дома»,  можно купить все необходимое, не отходя от кассы. Одной.

С учетом того, что в Воронеже порядка двух десятков ТРЦ и количество их неуклонно множится – жить стало лучше, жить стало веселее. А я как раз о веселье. О котором продавцы большого полета тоже подумали; слово «развлекательный» в обозначении функций торговых домов – не фикция.

Тенденция новейшей воронежской сервисной индустрии: культурно организованный в ТРЦ (не всех, но многих) досуг самых маленьких посетителей. Умысел бизнеса очевиден: пристроен ребенок в надежные руки, занят своим «игорным» делом – родители могут спокойно бродить по окрестным бутикам, скупая ассортимент и не вскидывая при том поминутно к глазам руки с часами. По наблюдениям, услугами торговых «нянек» люди пользуются весьма охотно, и понять их нетрудно. Особенно тех, кто без дедушек­бабушек справляется. Однако посмотрите на обратную сторону медали: чем (в теории) чревато для ребенка времяпровождение в компании магазинного воспитателя?

Вернее, так: компания тут ни при чем. Плохого про сотрудников, присматривающих за «сданными» на время малышами, сказать не могу: никого из них, просто­напросто, в деле не видела. Но знаю со слов персонала: медиков штатные расписания торгово­развлекательных заведений не предусматривают. Что из этого следует? А вот что…

Юный житель Воронежа отмечал четырехлетие в одном из городских торговых гигантов. Аттракцион, на который его посадили покататься, попался не совсем кондиционный: из внутренней стенки вагончика торчал небольшой металлический штырек. Мизерных его габаритов хватило, однако, на то, чтобы при очередном вираже агрегата мальчик стукнулся о транспортное средство и до крови пробил голову. Испуганные родители бросились на поиск врача, которого, по логике вещей, не может не быть в ТРЦ, но взамен работники последнего предложили вызвать «скорую». Другой альтернативы не нашлось; логика – далеко не тот ориентир, на который нацелены коммерсанты.

Архитекторы поясняют: прежде фельдшерские (сестринские – как минимум) пункты, входившие в структуру магазинных помещений, закладывались еще на стадии проектировки – в обязательном порядке. Законодательство нынешнее, которому уже надоело удивляться (сколько можно?), предусматривает этот пункт лишь в рекомендательном порядке. Понятно, что хозяевам ТРЦ на любые рекомендации глубоко плевать: что не запрещено, то разрешено. Навара от медицинского кабинета быть не может – зачем он нужен?..

Сколько людей переступают пороги ТРЦ ежедневно? Ежечасно? И даже ежеминутно? Не сомневаюсь, что мониторинг (в том или ином варианте) на этот счет ведется: прибыль – дело расчетное, его на самотек не пускают. Так почему же толпы покупателей и любителей урбанистических развлечений, приносящих эту самую прибыль, лишены возможности получить, в случае чего, элементарную медицинскую помощь по месту пребывания? Хорошо, травмированный мальчик был не один – мама с папой, несмотря на спонтанность ситуации, все­таки сообразили, как поступить, приняли оптимальное решение. А придет в ТРЦ, которому все возрасты покорны, ребенок постарше? Тот, который уже не ходит по магазинам с мамой за ручку? В экстренной ситуации он реально окажется беспомощным.

Не застрахован от опасности случайной травмы (или внезапного сбоя здоровья) в ТРЦ и взрослый человек. Не так давно наблюдала картину: две девушки «выкапывали» из груды распродажного тряпья нижний слой оного – и вдруг одна из них, закатив глаза, стала валиться на бок. Подруга вовремя ее подхватила, у кого­то из покупательниц оказался в сумке нашатырь – воспользовались им. Придя в себя, пострадавшая объяснила: многочасовой шопинг подкосил. Напутешествовалась по жаре из одного магазина в другой, насмотрелась на пестроту торговых рядов, перемерила кучу одежды – в конец дня силы и оставили. голова закружилась, в глазах потемнело…

Откровенно говоря, не думаю, что в плане охраны здоровья граждан в ТРЦ – вернее, отсутствия этой охраны – Воронеж впереди планеты всей. Может, иная зарубежная модель торговли и сопутствующих ей развлечений и выглядит иначе, чем наша. А бизнес по­российски – это имперские замашки с плебейской философией. Жлобство называется.