Газета,
которая объединяет

Любовь к отеческим гробам

Школьная учительница – о важнейшем факторе воспитания
Рубрика: от

Еще совсем недавно трудно было поверить в то, что кто-то из россиян не сможет ответить на вопросы, связанные с военными подвигами нашего народа – в частности, рассказать о героическом прошлом родного Воронежа. Увы, сейчас это стало реальностью.

Проработав 10 лет учителем начальных классов, наблюдаю печальную тенденцию: дети не только не знают, но и не желают знать свои корни, историю родного края. Это не голословное утверждение…

Результаты – неутешительны

Для заметки в школьную газету «Островок», последний выпуск которой посвятили Дню освобождения Воронежа, среди учащихся начальной школы было проведено анкетирование на тему героического подвига нашего города в годы Великой Отечественной войны. Результаты, увы, неутешительны. Более 70% опрошенных не смогли назвать памятные места Воронежа и фамилии людей, его защищавших. Только 30% учащихся бывали с родителями в музеях и на выставках, посвященных войне. И это несмотря на то, что в нашей школе патриотическому воспитанию уделяется огромное внимание: создан клуб «Патриот», проводятся тематические классные часы и выставки, посвященные военному прошлому. Доброй традицией стали концерты для ветеранов и тех, кто пережил войну, а также экскурсии по памятным местам.

Такая работа ведется и в начальной школе, и в среднем и старших звеньях. Но без помощи родителей старания педагогов – напрасны. Очень печально, что многие (конечно, не все!) папы и мамы не уделяют должного внимания проблеме, а порой и не задумываются о ней. Бывает, родители отказываются от школьных экскурсий, связанных с посещением памятных мест, мотивируя это тем, что дети – маленькие, им будет неинтересно. Рассказ экскурсовода окажется для них сложностью, они изучат эту тему в старших классах и т.д. Но разве любить Родину, гордиться своей историей нужно, только повзрослев? Ведь именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним явлениям, верой в истинность всего, чему учат и что говорят. Чувство патриотизма надо воспитывать с раннего детства – так же, как порядочность, ответственность, аккуратность. Разве говорить о добре и зле, правде и лжи, правилах поведения мы начинаем с детьми только в старших классах?..

Не потеряться в потоке

Моему поколению повезло. Мы успели услышать живые рассказы о войне из уст прадедушек и прабабушек, ветеранов. Мы задавали им вопросы, видели и чувствовали неподдельные эмоции этих людей. К сожалению, у наших детей практически нет такой возможности. Но ведь не существует семьи, которой не коснулось бы горе войны! И задача родителей – не допустить того, что дети не будут знать историю своей семьи. Уважаемые родители, не отказывайте ребенку в помощи, когда он, например, получит в школе задание составить семейное генеалогическое древо. Поверьте, не только дети, но и вы сами сможете узнать что-то новое и интересное. Я, выполняя, такое задание с сыном, узнала (к своему стыду – поздно!) о том, что мой двоюродный прадедушка А.И.Казарин похоронен на мемориале «Чижовский плацдарм». А с какой гордостью говорили мои ученики про свои семьи, особенно, когда им удавалось узнать о большом количестве родственников!

Проезжая или прогуливаясь мимо военного памятника, хотя бы вкратце расскажите ребенку историю его появления, о том, какому событию или человеку он посвящен. Дети очень любознательны, и наверняка потом захотят узнать больше. Ответить на их вопросы поможет посещение музеев и выставок, посвященных войне. Пусть не все сразу будет им понятно и одинаково интересно, но в памяти – останется.

Помню, как на экскурсию в Музей-диорама с нами поехали несколько родителей учеников. Папа показал дочери фотографию, которую передал музею его дедушка. Видели бы вы, как засветились глаза девочки, с каким уважением смотрели на нее одноклассники! В каждой семье должно стать доброй традицией возложение цветов в День Победы, просмотр праздничного парада.

Безусловно, нельзя не учитывать огромный поток информации, который обрушивается на наших детей, и эта информация не всегда полезна. Да и компьютерные игры с их лжегероями не способствуют развитию личности. Маленький человек без помощи взрослых теряется в этом потоке. Думаю, нелишне напомнить родителям о необходимости строгого контроля за тем, что ребенок смотрит и во что играет. Надо помнить и о том, что его практически невозможно заставить посмотреть фильм или прочитать книгу на «военную» тему. Поэтому здесь не обойтись без интересного рассказа о бабушках и дедушках, прошедших войну, без совместного просмотра семейных фотографий. Я абсолютно убеждена: если в семье хранится память о героях, о военном прошлом нашего города, о семейных традициях – ребенок, видя перед собой пример старших, ему обязательно последует.

Ольга ПРОПАСТИНА,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №51