Газета,
которая объединяет

Во французской стороне

Народный мастер мечтает передать опыт ученикам
Рубрика: от
Автор:

Как ни стараешься избежать штампов, выражая  безудержные восторги по поводу творения умелых рук, получается плохо: если красота – неземная, как иначе ее назвать? А она – французское кружево, созданное народным мастером  Молдовы Нонной Цуля – именно неземная…

В Воронеже мастерица недавно – всего семь месяцев. Перебралась в наш город по программе переселения – и сразу же показала себя на городской выставке декоративно-прикладного искусства. Удивительные вязаные «сочинения» Нонны вполне могут называться произведениями искусства. Потому как таковыми являются.

Легкомысленный эксклюзив

Будучи профессиональным преподавателем русского языка и литературы (а также технологии, она же «труды») в национальной молдавской школе, Нонна освоила фриволите – особую технику кружевоплетения. Не сразу, само собой, Москва строилась: перво-наперво мастерица сосредоточилась на традиционном вязании на спицах и крючком, макраме. Уровень, однако, изначально был завидным: на выставке 2005 года «Золотой крючок», что проходила в Кишиневе, Нонна со своими вязаными «сочинениями» заняла первое место. После чего последовало предложение сотрудничества от французской фирмы: талантливой рукодельнице предложили разрабатывать модели. В «дебютных партиях» это были цветочки-лепесточки, постепенно образцы усложнялись – и сегодня Нонна показывает миру потрясающе красивый эксклюзив.

Фриволите – французское кружево – еще называют узелковым и челночным.

Почему узелковым? Выполняются изделия с помощью узелков, завязанных различными способами. Почему челночным? Основной инструмент фриволите – специальный челнок. А что касается «французского» – тут совсем просто: название техники пришло из Франции. Образовано от французского «frivole», что в переводе означает «пустой, легкомысленный».

Воротники и манжеты платьев и блузок… Серьги, браслеты, колье, броши, перчатки, маски… Кружево фриволите способно и одежду украсить, и эффектной бижутерией обернуться; для женщины любого возраста такая собственность – настоящая находка. Смотрится оригинально, делает роскошным даже повседневный «прикид». Который уж точно не будет растиражирован.

По следам помещицы

Есть мнение, что фриволите – очень простой способ изготовления кружева ручной работы. Минимум инструментов и материалов: челнок, крючок, хлопчатобумажные и шелковые нитки, бисер. Не требуется специально оборудованного рабочего места. Жаль только, руки золотые – далеко не у каждого. И даже не у каждой. Хотя Нонна уверяет, что это – дело поправимое; в мечтах умелицы – открытие курсов по обучению технике фриволите. Бесплатных, которые окупятся за счет проектов; уже и программа разработана. Авторская, за которую тоже никому платить не надо; Нонна, в отличие от других рукодельниц, даже предложениями Интернета не прельщается. Все разработки моделей – только собственные. Как не передать опыт ученикам?

– У меня, – делится мастерица, – нет никаких секретов, я ни от кого ничего не скрываю. Не дело зарывать в землю то, что освоено: хочется передать знания людям, чтобы они ими пользовались себе на радость. Мне вообще учить – нравится; недаром ведь я – педагог…

Непринужденная и раскованная техника фриволите не стала видом народного промысла – в отличие, например, от коклюшечного кружевоплетения. Но в свое время была распространенным женским рукоделием. Пик его популярности пришелся на восемнадцатый век: сначала из простых грубых нитей изготавливали ажурную отделку для штор и верхней одежды, затем освоили сумочки, шляпки, зонтики, перчатки и прочие предметы модного гардероба светских дам. Между прочим, преуспела здесь и наша землячка – воронежская помещица Вера Елисеева, вязавшая шали. Да так умело, что получила за свою работу Гран-при на французской выставке. Так что Нонне Цуля есть, по чьим стопам двигаться дальше.