Газета,
которая объединяет

Опять 22!

Рубрика: Колумнистика№ 13 (1728) от
Автор: Юрий Бабаян

Сегодня в Сочи пройдет торжественная церемония открытия XXII Зимних Олимпийских игр. По иронии судьбы, порядковый номер мероприятия полностью совпадает с номером летней Олимпиады, прошедшей в Москве в 1980-­м.

У этих двух крупнейших международных спортивных форумов есть и иные общие черты. Например, реакция на Игры со стороны ряда западных государств. Нет, сегодня демаршей стран­-участниц, слава богу, нет, но есть целый ряд отказов европейских лидеров посетить церемонию открытия, якобы из­-за негативного отношения в нашей стране к секс-­меньшинствам. Какое отношение последние имеют к спорту – непонятно, но в действиях этих ощущается отзвук «холодной войны», присущей времени проведения Игр в Москве.

Еще одна общая черта – беспрецедентный уровень трат на подготовку олимпийских объектов: Олимпиада в Сочи на сегодняшний день уже является самой дорогостоящей в истории Игр. И этот момент неоднократно был причиной критики руководства страны. Дескать, и денег вкачали много, и должный контроль над ними не обеспечили.

Не будем спорить: что есть, то есть. Но мне бы сегодня гнать негатив не хотелось. Хотелось бы посмотреть, наоборот, на то, какие плюсы даст проведение Олимпиады стране и Воронежской области в частности.

Да­-да, Олимпийские игры однозначно уже отразились на нашем регионе. Если кто не в курсе – масштабная реконструкция трассы «Дон» была затеяна как раз в связи с подготовкой к Сочи. Что получил наш регион от этого, знает уже, пожалуй, каждый воронежец. Вероятно, самый знаковый объект в числе реконструированных – это новая дорога в обход Воронежа, которая теперь позволяет транзитному транспорту не заворачивать в столицу Черноземья при следовании с севера на юг и в обратном направлении.

Но не надо думать, что Олимпиада пройдет, и о дорогах забудут. Хочу напомнить: через четыре года страну ждет еще один крупнейший спортивный форум: чемпионат мира по футболу. И за время, оставшееся до этого момента, оператор дороги обещает сделать еще два обхода – Новой Усмани, а также Павловска с Лосево. Первый, к слову, уже «проторгован», и работы здесь начнутся в ближайшее время.

Так что, хоть Воронежская область и далеко от Сочи, да и в число городов­-участников чемпионата мира не попала, свой «кусок счастья» от подготовки к этим соревнованиям тоже получит.

Разумеется, куда больше получит сам Сочи, где сохранятся построенные олимпийские объекты, которые составят костяк новой мощной инфраструктуры. На ее обслуживании, в частности, можно организовать круглогодичную занятость людей, сегодня привыкших жить от сезона до сезона. Ведь объекты эти изначально строились так, чтобы после проведения Олимпийских и Паралимпийских игр они смогли стать серьезной базой для подготовки спортсменов по самым разным видам спорта, не обязательно зимним. Правда, для этого их придется немного переделать.

Например, стадион «Фишт», где пройдут церемонии открытия и закрытия Игр, впоследствии станет футбольной ареной. Предполагается, что она примет матчи чемпионата мира по футболу 2018 г. Ледовый дворец «Большой» сохранит свою специфику, но будет параллельно еще использоваться в качестве концертной арены, керлинговый центр «Ледяной куб» переоборудуют в многофункциональный спортивно­-развлекательный центр, «Адлер­Арена» станет крупнейшим на юге России выставочным центром.

В начале строительства олимпийских объектов высказывались даже такие фантастические идеи, как перенос после Олимпиады отдельных из них в другие регионы. Например, ледовую арену «Шайба» молва отправляла то в Нижний Новгород, то во Владикавказ, но позднее была обнародована информация о технической невозможности реализации этого проекта.

Короче говоря, все, что в Сочи построено, в Сочи и останется, и при грамотном управлении сможет стать градообразующей инфраструктурой для района. Экономика проекта кроется не только в туризме, который и без того здесь всегда был развит, но и в регулярной подготовке профессиональных спортсменов. Однако заключается она и еще в одном «но», которое обязательно необходимо учитывать властям Краснодарского края при планировании доходности этих объектов.

«Но» это касается соотношения цены и качества предлагаемых услуг. В свое время именно это соотношение увело массу курортников с пляжей Краснодарского края – в Турцию, Египет, Тунис и Таиланд. Вернуть их уже вряд ли возможно. Теперь нужно постараться не отпугнуть «зимних» курортников и профессиональных спортсменов. Потому что за границей для них имеется инфраструктура не хуже сочинской, с которой отечественным акулам бизнеса придется конкурировать. За счет чего? Тут давно все ясно: за счет улучшения сервиса и снижения цен. Но готовы ли будут к этому новые владельцы олимпийских объектов?