Газета,
которая объединяет

Экзамен учителя

Стрелок из московской школы №263, убивший двух человек, изначально шел к учительнице литературы, с которой  часто дискутировал «на тему добра и зла». Запомним это. Независимо от того, правду ли сказал убийца или придумал такую версию уже после задержания.

Отчет о том, как все начиналось, быстрее всех дал LifeNews. В момент появления в учебном заведении вооруженного десятиклассника охранник совершал обход по первому этажу школы. Вход в здание при этом оставался без присмотра. «Начался четвертый урок в 11.35 по расписанию, а в 11.40 он появился, – расскажет потом охранник. – Сначала я подумал, что он в халате. Но это оказалось пальто». Под пальто 15­-летнего подростка была мелкокалиберная винтовка; карабин он положил рядом с сумкой у двери. «Я знаю, с кем мне разобраться. А ты пошел вон, за ворота», – сказал школьник охраннику. И тот пошел нажимать тревожную кнопку.

Приедут двое полицейских, один погибнет, другой серьезно пострадает. Перед этим школьник убьет учителя географии, будет держать в заложниках весь класс. Позже он сдастся своему отцу, как поговаривают, сотруднику (бывшему или действующему?) спецслужб.

А малолетнего преступника в первую половину дня события в новостях упорно называли «мужчиной»; только после задержания – «старшеклассником». Подросток искал одного учителя, попутно убил другого.

Заметим, это совсем не история о профессионализме полиции и ЧОПов. Это – о поисках учителя, о борьбе Добра и Зла, чистая «достоевщина», как еще называют подобные вещи в России. В СМИ – в день стрельбы в школе – звучали слова Владимира Путина: «Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. И если бы у нас делалось это должным образом, то, может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской, не было бы».

Некоторые цитировали, почти не скрывая иронии. А ведь президент абсолютно прав. Другого выхода просто не существует. Все иные – взвешены, измерены и сегодня могут быть признаны негодными. Насчет полиции: даже если бы они обезвредили стрелка, как только приехали (а не пали от пуль), учителя географии это все равно бы уже не вернуло. Значит, трагедии не предотвратить даже при идеальной работе городской стражи. Что касается контроля за огнестрелом, то демократический ум, полагающийся на закон (так же как экономический – на «невидимую руку рынка»), сразу думает о корректировке законодательства в сфере обращения с оружием. Но и по нынешнему закону ружья должны храниться в доме под замком в запираемых сейфах или металлических ящиках. Что не помогло, потому что, видимо, закон не очень почитался отцом убийцы. Таков наш человек. Нет у людей (а равно и у их отпрысков) ясного понимания последствий сделанного ими или сказанного; нет чувства, что живут они в цивилизации, а не в джунглях. И нет художественного вкуса, да. С него, между прочим, культурный человек и начинается. Когда наш пращур возжелал не черепушку ближнему расколоть, а нацарапать на скале изображение этого ближнего, то был первый шаг к культуре.

Потом школьник расскажет, что так он нашел способ доказать своей учительнице (та позже признает, что не разгадала ученика вовсе), что зла в мире больше, чем добра. Заметим, все эти идиотские фантазии не у кого-нибудь, а у отличника из обеспеченной московско­-российской семьи. То есть мальчик ни рынком не обижен, ни социальным статусом. Откуда же такой негативный сценарий? От недостатка воспитания. Того, что невозможно без опоры на убедительные образы из жизни.

Не знаю, что конкретно имел в виду Путин. Но задачи воспитания действительно решить сейчас под силу только власти. Прежде всего, как аппарату насилия, разумеется. Гражданским хотением да «невидимой рукой рынка» россияне воспитаться пробовали, не вышло. Сейчас та самая точка бифуркации, когда учить хорошим манерам остается только силою. И это, по сути, главная задача власти. Ее прямая обязанность сделать так, чтобы наказание было не только неотвратимо, но и публично.

И герои тоже должны быть на виду. Не переводить медали по каждому несчастному случаю. А возвеличивать настоящие сюжеты мужества и чести. Когда управленцы достойны: был у китайцев такой опыт в древности – совместить законника и мудреца (у китайцев, кстати, и культ учителей развит). Или когда полицейские побеждают коррупцию, как воронежский патрульный, что не пропустил 145 кг героина.

Но популяризации всего этого почему­-то не происходит. Не хватает примера Верховного учителя? Ведь когда учишь (и это только что остро пережили педагоги школы 263), надо самому быть примером. Убедительно играть роль. С точки зрения художественного вкуса.