Газета,
которая объединяет

Война миров

Украина – майдан-Грушевского. Острое размежевание у воспринимающих эту историю начинается уже с картинки. Например, я вижу мельтешение: клубится черный (наверняка вонючий) дым, кто-то копошится на сваленном крупногабаритном мусоре, плюется в пассивные жидкие ряды со щитами и в шлемах; дурацкое зрелище.

А мой приятель видит пиршество страстей: «Огонь и ярость, гладиаторы-беркуты держат бешеный натиск, повстанцы штурмуют и берут правительственные здания, картинка выглядит классно!» Короче, противоположный взгляд. Причем, если при подходящем настроении я готов увидеть на ул.Грушевского гладиаторов, то «классной» эту злую улицу ни за что и никогда не поименую. То есть по итоговой оценке между нами – пропасть.

Люди, болеющие со стороны (а меня интересует прежде всего Россия), разошлись сейчас на два неравных, но непримиримых лагеря. И это ведь настоящие разные миры. Два лагеря, «за-майдан» и «против-майдан», живут в разных измерениях, подходящих только для них.

Либо – незалежные, но притом ассоциированные с Европой повстанцы а-ля Тибул из «Трех толстяков» против тех же «толстяков» во главе с Януковичем. Либо – бандитствующие бандеровцы (грозящие своими «автомайданами» родственникам бойцов Беркута) против наших «братушек».

До жути символичная история приключилась с белыми голубями папы римского Франциска. Даже если бы это произошло в любой другой день, то стало бы новостью. Но надо же, чтобы в тот момент папа молился именно об Украине. «Я надеюсь, что произойдет конструктивный диалог между властью и гражданским обществом… что дух мира и поиска всеобщего блага пребудет во всех сердцах», – сказал папа, дети подле него выпустили голубей в окно, и птицы мира тут же попали в когти хищникам.

«Инцидент с голубями, которых заклевали вороны и чайки, заставил римского папу Франциска усомниться в существовании божественного начала во вселенной, – сообщает итальянская газета Canaglia Della Sera. – В частной беседе понтифик уже признался, что с недавних пор разуверился в творце и стал атеистом». Это, конечно, «утка», но показательная. Ибо папа слишком много вложил в двух голубей. Однако посмотрите на это с точки зрения вороны и чайки (чуть не добавил – беркута), и ситуация станет совершенно нормативной. Как комментировали инцидент на форумах наши люди, «вот в Мурманске серебристые чайки в последние годы голубей жрут весьма активно, и – ничего».

А когда слышишь (как правило, от киевлян): «вы совсем не представляете, что на самом деле происходит», понимаешь, что кто-то уже присвоил себе истинную картину мира.

Есть ли смысл обсуждать, кто ближе/дальше от истины? Если есть, то точно не сейчас. Во время матча важна сама схватка. Как и в случае с птицами, которых наблюдатели рассматривают совсем не просто как птиц, так и в случае группировок по разные стороны баррикад, каждая из них уверена, что противная чей-то агент. Верю, что отдельный человек на майдане-Грушевского – агент токмо личной воли, пославшей его. Но Украине (куда бы это все ни развилось) вряд ли удастся стать независимым национальным государством. К кому-то придется прислоняться. Даже если уличные бои закончатся всеобщим братанием (что вряд ли) и сказочной песней. В нынешнем мире терпят урон своей независимости даже те национальные государства, что сложились во времена, когда еще не придумали прадедушку майдановских катапульт. И сегодня вот так посреди Европы затеять государство, которое никому ничего не будет должно – невозможно в принципе. Разве что случится катастрофа сродни той, что ждали в 2012-м, и переформатирует весь мир.

Идет война, и нам неплохо бы взять пример с Украины, то есть подумать – прежде всего – о себе. Украинский народ проделывает нечто (нацгосударство?) для себя и по собственному разумению. Ему можно, народ на Украине стал реальным политическим игроком, поводырей он послал. У нас же в России больше власти, чем народа. Ей и отвечать на вызов истории: не допустить Балканского сценария, а если уж он запустился, играть роль США и вводить войска, чтоб «не допустить геноцид русского народа». Отделить восток и юг, забрать Крым. Они звали и еще позовут. Но для начала нашей власти, конечно, надо Олимпиаду провести. С другой стороны, за Олимпиадой можно и полстраны профукать. В принципе, опыт маленькой войны во время Олимпиады у России есть. Только задача теперь сложнее: не подарить независимость другим, а прирасти территорией самим. Или вскоре не станет самой России.

Это на взгляд из одного из миров. А на взгляд из другого, страна грамотно распадется на несколько кусков. И дорастет наконец до европейского уровня.

Кто победит – будет прав. Во взрослых играх обычно такой закон.