Газета,
которая объединяет

Пиратская добыча

Продавец нелицензионного Windows получил в суде срок
Рубрика: от
Автор:

Коминтерновским районным судом Воронежа вынесен приговор за нарушение авторских прав в особо крупном размере. 56-летний Дмитрий Терентьев признан виновным в совершении преступления по пункту «в» части 3 ст. 146 УК РФ – незаконное использование объектов авторского права и смежных прав.

Как установлено судом, Терентьев приобрел, а затем сбывал через магазин программную продукцию, авторские и смежные права на которую принадлежат корпорации «Microsoft». При этом каких-либо договоров или соглашений на распространение, коммерческое использование программной продукции с правообладателями «пират» не заключал.

Зачем платить больше

Суд назначил подсудимому наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком на два года. И обязал в период испытательного срока периодически являться на регистрацию в специализированный государственный орган. Что касается контрафактных экземпляров программной продукции, то они были изъяты.

Надо сказать, полиция и прокуратура не так часто обрушивают всю мощь правоохранительной машины на воронежских «пиратов». Наверное, сказывается наш менталитет, который пока не соотносит торговлю контрафактом с «уголовщиной». Более того, многие воронежцы в принципе не понимают, зачем покупать лицензионный Windows за 2-3 тыс. руб., когда «терентьевы» продают его в 20-30 раз дешевле? Более того, те, кто хотя бы чуть-чуть разбирается в компьютерах, могут скачать любую программу через Сеть вообще бесплатно.

Но почему же тогда «находятся» люди, которые все-таки приобретают лицензионную продукцию «Microsoft» у официальных представителей компании – через Сеть, или непосредственно в специализированных магазинах? Во-первых, это делают наши бизнесмены или государственные структуры. Одни хотят обезопасить себя законодательно, другие – не имеют права расходовать бюджетные средства на контрафактный продукт.

Вторая причина распространяется на все типы пользователей: опасение различных угроз и сбоев, исходящих от нелицензионных программ. Ну, и третья мотивация покупать «лицензию» – чисто психологическая: люди не хотят испытывать чувства вины за «кражу» товара у производителя.

Что касается бизнеса и необходимости использовать официальные версии Windows, тут все, в общем-то, понятно. Даже мизерный риск потери данных или блокировки компьютера не соотносим по стоимости возможных последствий с покупкой официальной версии. К тому же, это обезопасит фирму от «наездов» правоохранительных органов, которые могут наказать рублем за нарушение авторских прав.

Потребитель платит за ошибки

Если говорить об угрозах, связанных с использованием нелицензионных версий, то они, конечно, есть. Например, неожиданно на компьютере может загореться «черный экран смерти», означающий, что копия Windows не прошла проверку подлинности. Бывает, оборудование предупреждает пользователя о том, что он сможет еще несколько десятков раз воспользоваться программным продуктом, но если и после этого не установит лицензионную версию, его комп превратиться в беспомощное «железо». Бороться с подобными «выходками» можно. Но только при наличии определенных навыков и знаний в сфере компьютеров и программирования. Если же вы «чайник», то заплатите дважды, а то и трижды специалистам, которые будут бороться за жизнеспособность вашего «пиратского» Windows.

Ну, и о совести. Красть чужое, безусловно, не хорошо. К тому же и уголовный кодекс на стороне авторских прав корпорации Microsoft. Но размышляя о том, «брать или не брать» очередную лицензированную версию, стоит вспомнить о словах Евгения Крылова, программиста-математика, автора учебников для высшей школы, преподавателя математики в ряде вузов, в том числе – институте атомной энергетики: «Билл Гейтс зарабатывает на своих собственных ошибках и ведет компьютерную технику в тупик». Евгений Крылов занимается программированием с 1965 года и рассказал корреспонденту «Берега», что раньше, «если разработчик программы запускал систему в работу, то он отвечал за ее сопровождение, за исправление ошибок, за учет пожеланий пользователей. И делал все это бесплатно. А Гейтс переложил, по сути, на потребителя обязанность по совершенствованию системы, заставив нас с вами платить за новые версии». Но, пожалуй, главная претензия Евгения Крылов к Биллу Гейтсу и корпорации Microsoft в том, что они закрыли свой программный продукт, скрыв исходные коды Windows.

– Этим Гейтс отрезал для себя возможность критики. А когда критики нет, то любая система начинает постепенно гнить, и идет к развалу. Ведь у каждой системы есть верхний предел – он заложен в нее еще при ее проектировании, – говорит Евгений Крылов, – Да, система продолжает становиться богаче. Появляются дополнительные средства. Но они внедряются за счет искажения внутренней структуры.

При всем при этом следует признать: полный переход основной массы населения страны на лицензионные продукты Microsoft – лишь вопрос времени.