Газета,
которая объединяет

Во весь спектр

В галерее «Нефта» выставлена живопись Алексея Загородных и его учеников
Рубрика: Культура№ 6 (1721) от
Автор: Анна Жидких

Этот художник интересен всегда – даже когда демонстрирует откровенно спорные вещи. Потому как главное в искусстве, при наличии прочих «пустячков» типа таланта – своя позиция и свой голос. Отчетливый – независимо от темы, которую озвучивает. Очевидная, кажется, вещь, но до чего редко встречается: профессионалов сотни, а с лица не общим выраженьем – раз, два и обчелся…

Воронежский живописец, член Союза художников РФ Алексей Загородных свой голос не только имеет. Он его периодически бесстрашно меняет (ну, скажем мягче: ощутимо корректирует). Всегда – неожиданно, но – с непременным использованием завидной живописной культуры. И всегда – без боязни быть обвиненным (зрителями, коллегами – неважно) в нарушении «изобразительных» норм и правил; эволюция – та еще авантюра...

Всегда первопроходец

Будучи нормальным, здравомыслящим человеком, Алексей Загородных, конечно, живо интересуется мнением о своих произведениях – как иначе? Но никогда по указке «со стороны» не мимикрирует; есть собственные разработки живописного языка, достигнут высокий уровень профессионализма – почему бы на том не настаивать?

Отчасти Алексей – провокатор: полностью отдает себе отчет в том, что в общепринятые рамки не вписывается, что порой «дразнит гусей», но… Не вписывается и дразнит – чем дальше, тем с большей степенью свободы. Настоящий творец – всегда первопроходец.

Когда я, помнится, однажды проговорила художнику эту сентенцию, он согласно закивал головой: «Да, я – Александр Матросов». И что из этого следует? Прогнозируемое развитие событий: тот, кого тянет на подвиги, их и совершает – как иначе? Потому-то известие об очередном эксперименте Алексея Загородных удивления не вызвало: в художественной галерее «Нефта» он выставил свою живопись вместе с работами студийцев, которых учит мастерству.

Надо сказать, учитель в тандеме с учениками – никак не выставочный эксклюзив. Прецеденты были, и успешные. Но речь в таких случаях шла об изостудиях не частного характера, тогда как Алексей организовал именно частную. По собственной инициативе, в собственной мастерской. В которой теперь регулярно занимаются полтора десятка (плюс-минус) человек.

«Культпоход» в анамнезе

Люди разных профессий, возрастов, способностей, уровней подготовки, взглядов на мир и искусство – в учениках Алексея Загородных. Он не отказывает никому, справедливо полагая: было бы желание работать. Причем не только кистями и красками, но и головой; своих подопечных педагог учит думать и чувствовать. Насколько результативно – показывает выставка в «Нефте» с многозначительным названием «Приглашение». Дескать, мы к гостям – со всей душой, будьте же великодушны и вы…

«Приглашение» принимается с удовольствием: экспозиция получилась богатой. Сам Алексей представил выразительный цикл ню, обрамив его пейзажами, портретами и натюрмортами. Работы просто-таки исходят сочной эмоцией; порой кажется, что одна лишь эмоция и обжила по-хозяйски холст – независимо от сюжета.

Ученики учителя тоже не посрамили. Правда, некоторые работы студийцев выглядят явным подражанием мастеру, но это – штука неизбежная. И, в общем, почти не подконтрольная; хочешь, не хочешь – школа, если она самостоятельна, всегда проступит. Явление – педагогу в актив.

Разного, впрочем, в экспозиции хватает – как в смысле мироощущенческих, так и исполнительских особенностей. А то, что питомцы Загородных способны заставить о себе говорить как о заметных творческих единицах, доказал областной конкурс «Культпоход 2012». Успешным участием в нем отличились Юлия Лемзякова, Анна Смольянова и Анна Горбунова. Более того, последняя даже вышла в победители проекта, что, безусловно – показатель серьезный.