Газета,
которая объединяет

Качу, куда хочу-3

Часть пригородных поездов все-таки отменили
Рубрика: Социум№ 5 (1720) от
Автор: Ирина Костенко

Как и обещали наши железнодорожники, с 20 января количество поездов пригородного сообщения, курсирующих в Воронежской области, сократилось. В очередной раз. Вчера от нас «сбежали» еще семь электричек.

О намерениях компании-перевозчика ППК «Черноземье» убрать часть электропоездов в регионе мы писали в №№1, 2 газеты «Берег». Напомним, что в начале января «дочка» РЖД объявила об очередном сокращении числа поездов пригородного сообщения. В целом по ЦФО перевозчик намеревался отменить 48 поездов с 24-х маршрутов. Свое решение компания мотивировала, как всегда, отсутствием финансовых возможностей. И обвинила региональные власти в невыполнении своих обязательств перед монополистом.

Кто на кого давит?

При этом сотрудники ППК «Черноземье» апеллировали к своим расчетам и цифрам. Общий смысл этих изысканий в том, что с каждым годом регион «закрывает» все меньший процент так называемых выпадающих доходов – разницу между оптимальной для населения стоимостью проезда и «настоящей» ценой билета. Так железнодорожники доказывают: в 2012-м за счет регионального бюджета удалось компенсировать лишь 18,3% потерь, в 2013 году – около 16%.

Однако эти цифры выглядят странно, поскольку в региональном бюджете каждый год размер субсидий для покрытия убытков ППК «Черноземье» увеличивается – в 2012-м году с 12 до 79,9 млн руб., в 2013-м – до 80 млн руб. Постепенно увеличивается и тариф на пассажироперевозки – по сравнению с 2012 годом он вырос с 12 до 14 руб..

Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области, посчитал требования перевозчиков необоснованными и обвинил в давлении с использованием монополистского положения. «Такие монополисты, как РЖД, сегодня пользуются льготами во всех регионах, не оплачивая при этом земельный налог. Железнодорожники проводят собственный расчет затрат, на основании которого считают, что регион должен им компенсировать большую сумму, хотя в 2013 году оплата пригородной пассажирской компании из бюджета региона произведена полностью и в срок», – заявил Алексей Васильевич.

Тарифом горю не поможешь

Железнодорожники ответили главе региона публикациями в газетах «Гудок» (№3 от 16 января) и «Уважаемые пассажиры» (1 (17) от 15 января 2014 года):

«Общий долг регионов перед ОАО «ППК «Черноземье» за пригородные перевозки по регулируемым тарифам превысил три миллиарда руб.. В этих условиях обеспечить существующие объемы движения пригородных поездов компания просто не имеет возможности. Кроме того, суммы, предусмотренные в бюджетах регионов, остаются на уровне не более 20 процентов от необходимых», – рассказал журналисту издания «Уважаемые пассажиры» гендиректор ППК «Черноземье» Виктор Шубин.

«…По данным ППК «Черноземье», себестоимость проезда одного пассажира на электропоезде составляет 55 руб. 39 коп. – с учетом льготного коэффициента на услуги инфраструктуры в размере 0,65 и около 25 руб. за10 км при коэффициенте 0,01. А областное правительство установило тариф 14 руб. Отсюда в 2014 году получается около 440 млн руб. выпадающих доходов. Областные власти обещают 170 млн руб., а пока в региональном бюджете заложено лишь 80 млн Вот на эти деньги и готова во­зить людей ППК «Черноземье», а остальные электрички приходится сокращать…» – пишет автор статьи «Недокормленные» в газете «Гудок».

Вроде бы убедительно. И все же полную смету стоимости проезда ППК «Черноземье» не озвучивает.

Региональные власти, между тем, настаивают на более прозрачных расчетах и тарифе в 14 руб. К слову заметить, взвинчивание тарифов в Белгородской области на 40 % делу не помогло. Поезда все равно пришлось сокращать, проезд на электричках стал одним из самых дорогих в Черноземье, а пассажиропоток на пригородных поездах резко снизился…

Как разрешится ситуация, пока неясно. А железнодорожники уже поговаривают о полном исчезновении самого доступного транспорта в некоторых регионах. Под угрозой Чечня, Брянская, Орловская, Ярославская, Курская, а также Костромская, Тверская, Новгородская, Вологодская области. Об этом говорят и эксперты института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики. Ситуацию в Воронежской области специалисты оценивают как «близкую к критической».