Газета,
которая объединяет

С пеной у рта

На минувшей неделе вступил в силу федеральный закон, который поэтапно к 2013 году «уравнивает в правах» водку, вино и пиво. Все они будут считаться алкогольными напитками. Их станет нельзя распивать на улице и в общественных местах. Кроме того, они исчезнут из продажи в киосках, на рынках, на остановках транспорта, вокзалах и т.д., а также в магазинах – с 23.00 до 8.00.

Несколькими днями ранее Дмитрий Медведев подписал документ, предусматривающий изменения в Кодексе административных правонарушений. Теперь за реализацию несовершеннолетним алкоголя, включая пиво, будут жестко штрафовать и даже лишать свободы.

В Интернете десятки политиков уже провозглашают, что «будущее поколение россиян спасли от алкоголизации». Представители малого бизнеса грозят обвалом безработицы: ведь киоски без пива станут просто нерентабельны. Бьют тревогу и производители пенного напитка: закон обернется для них масштабными потерями.

Скажу так – прибыли производителей пива меня абсолютно не волнуют. Но я попытался смоделировать, как будет складываться ситуация с 2013 года в том районе Воронежа, где я проживаю – в Березовой Роще. Во­первых, закроется пара киосков, в которых кроме пива люди привыкли покупать еще и сигареты, напитки, минералку, чипсы и многое другое. И получится так, что в ночное время покупатели, не имеющие авто, окажутся лишенными возможности приоб­рести даже минералку.

Есть еще один пикантный момент, касающийся той самой молодежи, которую закон призван защитить. Не секрет, что до 70% средств контрацепции покупается юношами и девушками «в последний момент» перед романтической встречей. Не встретив по пути ларьков с этим товаром, мало кто побежит на его поиски. Да и искать будет негде: у нас всего пара ночных магазинов, которые после того, как им запретят продавать после 23.00 спиртное, перейдут на дневной режим работы. Так что влюбленным придется рисковать...

Теперь по сути вопроса: станут ли в той же Березовой Роще меньше пить? Лично я боюсь обратного эффекта. Во­первых, едва ли не половина посиделок, особенно у молодежи, происходит спонтанно, без заранее продуманного плана действий. Соответственно, спиртного часто под рукой не оказывается. Сейчас, не долго думая, студенты отправляются в киоск за пивом. Когда купить пенный напиток будет негде, останется только один вариант: пить паленую водку, квартир с продавцами которой в нашем районе хватает. И получится, что если сейчас основные потребители «паленки» – люди, скажем так, социально неустойчивые, то в будущем их ряды могут пополнить тысячи проживающих в районе студентов.

Проблема номер два: люди, не желая попасть впросак, начнут покупать спиртное впрок. Чтобы если потребуется, в доме всегда был запас водки, вина и пива. Но, к сожалению, для большинства из нас подобная ситуация станет дополнительной провокацией к употреблению горячительных напитков. Когда под рукой мини­бар, поводы начнут находиться сами собой и многие люди станут спиваться быстрыми темпами.

Вообще, как показывает история борьбы за трезвость, любые формы запретов чаще всего ведут к эффекту, противоположному замыслу. Особенно, если мы говорим о молодежи. Есть интересная статистика итальянских ученых: среди подростков, которым в семьях за обедом давали несколько глотков вина, вырастает в 3­4 раза меньше алкоголиков, чем среди тех, кого жестко ограждали от спиртного. Причина в том, что запретный плод сладок, и те, кого ограничивали, дорвавшись до него, чаще употребляли его без меры. Поэтому, кстати, высокие штрафы и даже уголовная ответственность для продавцов пива подросткам – мера хотя и нужная, но малоэффективная. При желании ребята легко сумеют найти тех, кто за минимальное вознаграждение купит им хоть целый ящик.

Я понимаю, критиковать чьи-­то решения легче, чем предлагать свои. А то, что действовать необходимо, не вызывает сомнения: нация действительно дошла до опасной черты алкоголизации. Мое мнение: надо сдерживать употребление спиртного за счет цен. С параллельным ужесточением уголовного наказания за выпуск «левого» алкоголя, которое необходимо приравнять к обороту наркотиков. При этом в каждой бутылке водки и банке пива должен быть заложен целевой акциз, направляемый на строительство спортивных и медицинских сооружений.

Молодежь нельзя принудить не пить. Но ей можно предложить альтернативу. Говорят об этом много, но на практике сдвигов мало. Скажу опять же о знакомом мне районе: от Березовой Рощи и по всей ул.Ломоносова, то есть где­-то на 50-­60 тыс. человек, нет ни спорткомплекса, ни даже клуба, нет детской поликлиники. А ведь нельзя забывать: алкоголь – это просто уход от реальности. Значит, надо сделать реальность интереснее и ярче, чем ее суррогат.