Газета,
которая объединяет

Свой человек в Шаолине

О воронежце Сергее Кузнецове и деле его жизни
Рубрика: Судьбы№ 134 (1708) от
Автор: Александр Дегтярев

В горах Соншан на склоне горы Суншань китайской провинции Хэнань, что означает «к югу от желтой реки», рядом с городом Денфен находится легендарный монастырь Шаолинь, что переводится как «мало лесов». Основан он был в 495 году. В 620 году 13 шаолиньских монахов помогли Ли Шиминю удержаться на престоле. С тех пор растет и ширится на планете слава знаменитого центра боевых искусств.

Своим человеком в Шаолине давно стал воронежец Сергей Кузнецов. В прославленном монастыре Сергей и в одиночку, и с учениками побывал бессчетное количество раз. В общей сложности он прожил здесь несколько лет. Овладел китайским языком. Стал чемпионом мира по ушу и кунг-фу. Доска с именем Сергея Кузнецова находится в Зале славы «черных поясов» вместе с досками таких мастеров боевых искусств, как Брюс Ли, Ши Суси, Джет Ли и Ши Дэцянь.

Ушу от недуга

А началось все летом 1982 года. Тогда 14-летний воронежский школьник Сережа Кузнецов во время каникул поехал в гости к московской тетушке. Утром вышел в сквер покрутить самодельные нунчаки. На соседней аллее низко приседал и делал резкие прыжки в сторону какой-то дядька. Подросток и мужчина искоса приглядывались друг к другу. Могли и разойтись восвояси. Но москвич все же подошел к незнакомому ему мальчику и попросил показать нунчаки. Завязался разговор.

– Ты давно нунчаками занимаешься? – спросил мужчина.

– С девяти лет…

– Молодец!

– А что это за упражнения вы делаете? – спросил Сергей.

Мужчина, оказавшийся дипломатическим работником, ответил:

– Это ушу! С помощью этих упражнений я вернул себе здоровье…

С этого момента в душе Сережи проснулось неукротимое желание овладеть ушу. Дело в том, что он родился с врожденным пороком сердца. Из-за дырки в сердечной перегородке он задыхался, при малейшем напряжении у него синели губы. Родители натерпелись с больным ребенком лиха. Врачи не могли ничем их успокоить. Прогнозы были неутешительные. Больному мальчугану не помогали ни дефицитные таблетки, ни дорогие уколы.

Сергей начал заниматься ушу. Раздобыл с переплатой кое-какие пособия и видеокассеты. Несколько часов каждый день в любую погоду Сергей выполнял комплексы экзотических упражнений. К призывному возрасту его было не узнать. Врачи с удивлением наблюдали изменения. Парень окреп, накачал мышцы. От былой одышки не осталось и следа. Словом, в 1987 году бывшего сердечника призвали на службу во внутренние войска.

Служить Сергею Кузнецову пришлось в Москве. В одной с ним воинской части оказался прапорщик Игорь Каролик, тоже занимавшийся ушу. В это время в столице проводил мастер-классы в арендованном школьном спортзале Гусейн Саидович Магомаев. Прапорщик Каролик познакомил сержанта Кузнецова с известным в СССР мастером ушу.

За два года службы в армии познания Сергея в ушу благодаря Магомаеву значительно углубились.

Поездом в Китай

Продолжил занятия ушу Сергей Кузнецов и после демобилизации. Ездил из Воронежа в Подольск и Киргизию на семинары Юнь Изи Да. В 1996 году познакомился с приехавшим в Москву старшим наставником Шаолиня Ши Дэцянем. Начался совершенно новый этап в жизни Кузнецова. В 1998 году он впервые отправился поездом в Шаолинь. За десять дней доехал до Пекина. Потом добрался до города Чжэнчжоу. И через Денфен – в Шаолинь. Началось кропотливое изучение буддистской философии, китайской каллиграфии, поэзии, музыки, культуры, искусства и, конечно, ушу. Поскольку Сергей делал все с нескрываемым наслаждением и любовью, у него сразу же нашлось множество помощников и наставников. Через месяц-два Кузнецов начал свободно говорить по-китайски.

В строю шаолиньских монахов Сергей Кузнецов был самым высоким. Вместе с новыми друзьями Сергей ежедневно отдавал занятиям ушу и кунг-фу восемь-девять часов. Даже чисто внешне уроженец Воронежа стал похож на буддийского монаха.

Когда Сергея признали в Шаолине за своего, состоялось его знакомство с монахом Инь Чжу Туном в храме Чжун юэ мяо, который находится в 20 километрах от Шаолиня. Точный возраст этого монаха не знает никто, даже он сам – настолько много ему лет. Все зовут его просто Лао Инь (Старина Инь). Авторитетный монах благословил Сергея на создание школы ушу и кунг-фу в Воронеже.

«Победи себя!»

Свою школу Сергей Кузнецов создал в столице Центрального Черноземья в 1990 году и дал ей имя «Лотос». Девизом учеников школы стали слова «Победи себя!» Арендовать помещение для тренировок приходилось то в ДК «Электроника», то в ГПТУ на Машмете, то в здании средней школы. Сейчас «Лотос» базируется в спорткомплексе «Кристалл».

За минувшие годы через «Лотос» прошли тысячи людей. Постоянный состав учащихся стабильно насчитывает более 200 человек. Люди это самые разные. Самому младшему – четыре года. Самой старшей на сегодняшний день, Лидии, 78 лет. Люди приходят сюда с последней надеждой расстаться с пристрастием к алкоголю, наркотикам, вылечить онкологические заболевания, просто укрепить здоровье, научиться себя защищать. В большинстве случаев этих целей удается достичь с помощью самого Сергея Николаевича Кузнецова или его помощников – чемпиона России по ушу Александра Малахова, Владимира Москвина, Анны Комисаровой и Ивана Елизарова. Все они прошли стажировки в Шаолине.

Но самые главные помощники для Сергея Николаевича, конечно же – жена Людмила и дочь Елена. Со своей будущей женой Сергей Кузнецов познакомился еще во время учебы в Воронежском пединституте. Мало кто согласился бы так терпеть бесчисленные командировки супруга в тот же Шаолинь, как это делает настоящая казачка Людмила Кузнецова. Именно надежный тыл позволил Кузнецову всего себя отдать изучению искусства ушу и кунг-фу.

В 2006 году состоялся чемпионат мира по кунг-фу, на который собрались самые именитые бойцы планеты. Когда Кузнецов вышел на татами, волна жара пробежала от его макушки до пяток. В этот момент раздались ободряющие голоса его сокурсников по академии Шаолиня, которые кричали по-китайски:

– Давай, давай, Сергей! Вспомни, как тренировались! Вперед!

Сергей Кузнецов собрал все силы и доказал, что равных ему в кунг-фу нет. Он лучший! Другой бы зазнался, возгордился. Но Кузнецов не такой. Как жил его прадед – георгиевский кавалер казак Георгий Буздалин, так и он живет.

 – С нас, казаков, в этой жизни спрос особый, – говорит Сергей Николаевич и в минуты славы, и в моменты тяжких испытаний.

Ехал Кузнецов как-то зимой на джипе из Воронежа в Шилово. Вдруг на встречной полосе машина пошла на обгон и вылетела лоб в лоб ему навстречу. В этот момент в его подсознании включился и начал работать какой-то необъяснимый механизм. Все пошло перед глазами, как в замедленной съемке. Кузнецов сгруппировался и начал выруливать прочь от несущейся навстречу смерти. Джип стал вращаться в двух плоскостях. У автомашины снесло крышу. Казалось, выжить в такой передряге невозможно. Но Сергей Николаевич отделался всего-навсего синяком. Выручила, спасла его выучка бойца кунг-фу, выработанная годами тренировок твердость духа, умение использовать для победы даже самый маленький шанс.

– Мне б такая хватка тоже пригодилась, – говорит друг Кузнецова, лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков, с которым они однажды вместе ездили в Шаолинь.

Сергей был тогда для Бориса кем-то вроде гида. Гребенщиков работал над новым альбомом, и ему были нужны новые впечатления. Такие впечатления появились во время медитаций в окрестностях Шаолиня. Больше же всего Бориса Гребенщикова поразил в Китае портрет идеолога шаолиньских монахов белоликого Бодхидхармы, который имел славянскую внешность, роскошную густую бороду, а приехал туда в 530-х годах на белой лошади. Первый буддийский храм в Китае имеет название Баймасы, что означает «Храм белой лошади». Он до сих пор действует на территории Шаолиня.

Вот какие, оказывается, связи между славянами и китайцами были в прошлом. Сергей Кузнецов расширил и укрепил их в наше время. Когда в Шаолине прошли соревнования команд Китая и России, Кузнецову пришлось в фестивальной части выступать в команде шаолиньских монахов, а в обязательной программе защищать спортивную честь России. Случай уникальный!

Прошлым летом в скаутском лагере «Лесовичок», который находится между селами Бабяково и Сомово, Кузнецов десять дней проводил социально значимые занятия по ушу с 70 подростками на общественных началах. Воспитанники увлеченно повторяли каждое движение. Готовы были тренироваться с утра и до вечера.

Нет необходимости напоминать, что никто из воспитанников Сергея Николаевича не курит и не употребляет наркотики. Привычку к здоровому образу жизни они передают своим друзьям и соседям, вопреки непростым реалиям нынешнего времени.

– Большое дело делает Сергей Николаевич Кузнецов, – говорит директор спорткомплекса «Кристалл» Сергей Васильевич Мирошниченко, – сейчас у него занимается ушу уже третье поколение воронежцев! По натуре он очень добрый и щедрый человек, такими же становятся и его ученики!

И это действительно так. Кузнецов не может пройти равнодушно мимо брошенного щенка или котенка. Именно поэтому в его квартире сейчас живут две кошки – Муся и Йода; три собаки – Кузьмич, Волчок и Тихон; ворон Захар со сломанным крылом и попугай Пунька.

Братские перспективы

Во всех военных училищах Китая сейчас изучают ушу и кунг-фу. Узнав об этом, Кузнецов предложил свою программу руководству Воронежского военного учебно-научного центра ВВС. Дело пошло. Ученики Сергея Николаевича уже провели в там показательные выступления.

В Китае благодаря Кузнецову теперь нарастает интерес к Воронежу. Жители города Дэнфен, в окрестностях которого находится Шаолинь, обратились к Сергею Николаевичу с предложением завязать братские отношения, сделать Воронеж и Дэнфэн городами-побратимами. Шаолиньские монахи готовы даже подсказать мировым инвесторам – поклонникам ушу и кунг-фу – направить свои инвестиции в Воронеж, в такие села, как Костенки и Мостище. Подумать над этим, наверное, стоит…