Газета,
которая объединяет

Воцерковить Конституцию

Рубрика: Колумнистика№ 130 (1704) от
Автор: Юрий Бабаян

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Елена Мизулина выступила с очередной спорной инициативой. В ходе заседания межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей она предложила закрепить за православием конституционный статус.

Что конкретно предлагает народная избранница? Дополнить основной закон государства фразой о том, что православие является «основой нацио­нальной и культурной самобытности России». И это предложение уже поддержали единороссы Сергей Железняк, Сергей Попов и Михаил Маркелов, коммунист Сергей Гаврилов, а также представители РПЦ.

Вообще, факт существования такой межфракционной депутатской группы внутри парламента – сам по себе нонсенс. Когда в стране с официально закрепленным светским статусом появляются подобные государственные институты, впору вести речь о несоответствии Конституции реалиям сегодняшнего дня.

Коли документ не работает, то надо либо ужесточить надзор за его исполнением, либо переписать его. Первое – и хлопотно, и непрактично: если все (включая власть) начнут регулярно исполнять положения основного закона, то появится угроза существующему строю. Второе – проще и выгоднее определенным группировкам, преследующим свои интересы. Касаемо Мизулиной и товарищей эти интересы, надо полагать, понятны и просты: закрепить конституционный статус за православием и тем самым вписать новую главу в развитии России – как государства не просто религиозного, но и моноконфессионального.

Не надо думать, что я сгущаю краски. На самом деле, перегибы в отношении православия свойственны новой России, пожалуй, с самого момента развала СССР. Не верите? Посмотрите по сторонам. Хотя бы на городские парки и скверы, лишь малое количество которых избежало секвестирования части собственных территорий под нужды Русской православной церкви. Власть открыто кромсала их в угоду клерикалов еще с начала 90­-х, и сегодня там, где, по идее, должны быть пешеходные дорожки и детские площадки, красуются культовые сооружения.

В последние же годы клерикальная политика в России только усилилась. Школьников в массовом порядке заставили заняться изучением православной культуры, на федеральном уровне приняли закон «Об оскорблении чувств верующих», призванный, по сути, защищать права православных христиан. Россия уже давно стала де-­факто религиозным государством православного толка. Депутат же попросила «всего ничего»: лишь официально закрепить этот статус в Конституции.

Почему я с такой уверенностью говорю о дискриминационном характере закона «О защите чувств верующих»? Да потому что даже Елена Мизулина, предлагая закрепить за православием конституционный статус, уже сама нарушает его, оскорбляя чувства мусульман, буддистов, католиков, протестантов, баптистов и даже атеистов (они верят, что бога нет – значит, тоже верующие). И делает это с полным осознанием того, что к ней положения закона не применимы, ибо она выступает в защиту православия. Следовательно, народная избранница ставит знак равенства между определениями «верующий» и «православный». Остальные же, по ее логике, ни во что стоящее не верят, сами это осознают и потому безропотно согласятся с новым статусом доминирующей религии.

Как бы не так. В России, по примерным прикидкам, сегодня проживает более 10 миллионов мусульман, многие из которых скорее расстанутся со свободой и даже жизнью, нежели позволят задвинуть свою религию на задворки истории. Это сейчас, пока в Конституции записано, что Россия является светским государством, они могут мириться с гегемонией православного вероучения. Но когда неравенство будет закреплено официально, в стране может случиться мощный межконфессиональный конфликт.

Думают ли об этом депутаты и представители РПЦ, поддержавшие данное предложение? Уверен, что думают. Тогда для чего вся эта риторика, эти не совсем разумные инициативы? А тут все как раз очень просто. Православная часть власти и общества очень обеспокоена ростом числа тех, кто критически относится к христианскому вероучению и институту Русской православной церкви вообще. Сомневающиеся во все века были неуправляемыми, поэтому любое сомнение требуется признать нон грата. И – желательно придать попыткам отдельных элементов социума абстрагироваться от всеобщей христианизации антиконституционный характер, чтобы навесить на этих людей ярлыки еретиков.

Чего в таком случае следует ожидать в дальнейшем? По логике, появления структуры, аналогичной Священной инквизиции. 10 лет гонений на сомневающихся – и вся страна стадом пойдет в церкви, на митинги ходить перестанет и вспомнит, что власть носит богоизбранный характер.

Это и нужно Мизулиной сотоварищи. Только нужно ли это настоящим православным?