Газета,
которая объединяет

Огни большого города

Как воронежские светофоры справляются с автомобильным потоком
Рубрика: Социум№ 130 (1704) от
Автор: Александр Нечаев

Только очень невнимательный горожанин мог не заметить, что в последнее время в Воронеже значительно выросло количество светофоров. Как автомобильных, так и пешеходных. Реальность дорожного движения такова, что сегодня без них сразу наступит коллапс. Достаточно одного неисправного светофора в центре, как половина города сразу оказывается в пробке.

Однако лавино­образный рост количества светофоров несет в себе дополнительные проблемы. Во-первых, недостаточно просто установить электронного регулировщика – важно его еще и правильно настроить, а с этим, как показывает практика, в Воронеже далеко не всегда хорошо. Во-вторых, разросшееся светофорное хозяйство требует регулярного обслуживания, что тоже непросто. Кроме того, улучшение ситуации со светофорами – это довольно серьезный резерв в борьбе с пробками.

Больше не значит хорошо?

Воронежцы уже начали забывать, но еще лет 10 назад появление нового светофора воспринималось как событие городского масштаба. Помнится, когда открылась северная эстакада (бывшая «дорога в никуда») и на ней установили новый светофор, об этом написали все газеты в городе. А сегодня это типичное, рядовое событие. Последние несколько лет новые светофоры растут как грибы после дождя. Причем, что радует, устанавливаются современные светодиодные конструкции, сигналы с которых удобно считывать в любую погоду – не то что со старых светофоров.

В последние годы к установкам светофоров приводило не только увеличение транспортного потока, но и масштабные дорожные преобразования. Так, исчезновение рельсов на многих улицах потребовало установки нескольких светофоров. Если раньше водители могли повернуть налево, переждав на рельсах, то теперь дорога стала шире и этот маневр нужно выполнять в один прием. Из-за этого новые светофоры появились на ул.Кольцовской, Ленинском проспекте, на участке от Остужева до улицы Б.Хмельницкого, после реконструкции усеянной светофорами оказалась ул.Антонова-Овсеенко. Теперь каждый важный выезд со второстепенных направлений на эти улицы имеет светофорное регулирование.

Впрочем, далеко не всегда светофор – это благо. На некоторых дорогах установка автоматических регулировщиков вызвала пробки, коих раньше там особо не наблюдалось. Тут опять можно вспомнить окружную или район СХИ, где ситуация с заторами сейчас весьма напряженная.

Точечная коррекция

Сегодня установку и настройку светофоров приходится проводить в ситуации постоянно растущего объема транспортного потока. На каких-то направлениях это не так заметно, на других – оказывает значительное влияние. За последние несколько лет одним из самых пробочных мест города стал проспект Патриотов. Утром по нему жители пригородных поселков едут на работу, вечером – обратно домой. А еще на нем подряд расположены два поворота с интенсивным движением – на Тенистый и улицу Перхоровича. В прошлом году на обоих были установлены светофоры, однако ситуацию с пробками это не исправило. Недавно компания «Автодоринжиниринг», которая занимается обслуживанием данного участка дороги, модернизировала циклы, благодаря чему время простоя в пробке даже в часы пик удалось сократить.

– Среди основных причин затруднения движения является пешеходный переход в одном уровне от института МВД к остановке общественного транспорта, – комментирует директор ООО «Автодоринжиниринг» Павел Липовцев. – Во время зеленого сигнала для пешеходов автомобилям, движущимся в город, приходится останавливаться более чем на 20 секунд. Получается, что пешеходный переход на данном объекте снижает пропускную способность узла на 40%. На сегодняшний день алгоритм работы светофора оптимизирован. Добавлен цикл, при котором со стороны Курска одновременно осуществляется поворот на ул.Перхоровича и движение прямо по проспекту в сторону центра города. Увеличен интервал ожидания зеленого света для пешеходов. Но в значительной степени исправить ситуацию на участке удастся только после ввода в эксплуатацию строящегося надземного пешеходного перехода.

Другая проблема этого участка – железнодорожный виадук, который не позволяет расширить дорогу больше уже имеющихся четырех полос. Причем две полосы постоянно заняты транспортом, который пропускает встречный поток для поворота налево.

Еще одной новинкой светофорной жизни города стала недавняя установка автоматического регулировщика на перекрестке улиц Солнечная и Электросигнальная. Напряженной ситуация там стала после того, как с Солнечной убрали трамвайные рельсы. Поворот направо с Электросигнальной давался без особых проблем, а вот налево – был чреват определенными трудностями, потому что водителям приходилось просматривать сразу шесть полос.

В общем, светофор на этом участке ожидался. И год назад он появился: в 100 метрах от перекрестка на пешеходном переходе. Понятно, что безопасность пешеходов в системе организации дорожного движения должна быть приоритетной, но с точки зрения оптимизации транспортного потока этот светофор мало что сделал – поворачивать с Электросигнальной легче не стало. Впрочем, недавно светофор появился именно на перекрестке, повернуть с Электросигнальной налево теперь можно без особых проблем. Но не много ли там сейчас светофоров? Может, стоить каким-то «пожертвовать»?

Умные и еще умнее

Проблему пробок могут решить так называемые «умные» светофоры, которые недавно появились в Воронежской области. Такие светофоры при помощи системы управления могут создавать «зеленую волну» и в режиме реального времени в зависимости от дорожной ситуации менять циклы, давая больше времени загруженному направлению.

Суть системы в том, что на подъезде к перекрестку устанавливаются специальные датчики, собирающие информацию об интенсивности потока. Данные отправляются на пульт управления, где программа в автоматическом режиме анализирует загруженность и приоритет при проезде дает направлению, где движение интенсивнее.

Кроме того, система анализирует поток автомобилей и пытается рассчитать время переключения так, чтобы разрешающий сигнал загорался не одновременно, а последовательно, создавая «зеленую волну», по которой можно было бы двигаться, не останавливаясь. Пока в Воронежской области таких светофоров два. Первый установлен в Анне, второй в Борисоглебске. Оба случая объединяет то, что через населенные пункты проходят федеральные трассы с большим транзитным потоком, который не должен надолго застревать в пробках. В областном центре таких «умных» светофоров нет, хотя их использование кажется вполне оправданным. Автоматические системы могли бы разруливать такие ситуации, увеличивая пропускную способность. Понятно, что «умные» светофоры стоят гораздо дороже обыкновенных, но они обходятся дешевле, чем строительство развязок, к тому же устанавливаются и настраиваются относительно быстро. Чем не способ немного облегчить участь города, который чем дальше, тем больше погружается в пробочную пучину? Впрочем, справедливости ради заметим, что «зеленая волна» на Московском и Ленинском проспектах уже действует, светофоры там меняют свои циклы несколько раз в день. К примеру, утром и вечером (в часы пик), зеленый сигнал дает приоритет тем, кто двигается по главным магистралям (горит дольше), а днем и ночью фазы выравниваются. И в следующем году таких регулировщиков станет больше.