Газета,
которая объединяет

Певец православия и самодержавия

Как Виктор Аскоченский давал «уроки и правила нравственности русскому народу»
Рубрика: Воронежу – 425!№ 79 (1361) от

О Викторе Ипатьевиче Аскоченском, уроженце нашей земли, одном из наиболее выдающихся выпускников Воронежской духовной семинарии, ныне знают в лучшем случае лишь узкие специалисты-филологи, да и то лишь в качестве «знаменитого обскуранта XIX века».

Он родился в Воронеже в 1813 г. в семье священника. Получив домашнее образование, Аскоченский поступил в Воронежскую духовную семинарию. На страницах дневника Аскоченского подробно описаны нравы в семинарии, которые мало в то время отличались от тех, которые были описаны впоследствии Н.Г.Помяловским в «Очерках бурсы». В семинарии Аскоченский впервые занялся литературной деятельностью: начал писать стихи. По окончании курса в 1837 г., как один из лучших учеников, Аскоченский перешел в Киевскую духовную академию, в которой приобрел серьезные познания в области богословских и церковно-исторических дисциплин. В Киеве Аскоченский вел жизнь гуляки и ухажера.

Академию он закончил в 1839 г., получив в 1840 г. степень магистра богословия и словесных наук. Сразу же после этого Аскоченский был назначен бакалавром (адъюнкт-профессором) сначала по кафедре польского и немецкого языка, затем, изучив творения святых отцов Церкви, с 1841 г. преподавал курс христианской догматической философии. В 1841 г. Аскоченский на короткое время приезжал в Воронеж, где познакомился с А.В.Кольцовым. В 1842-1844 гг. Аскоченский переживает жестокий духовный кризис, связанный со смертью его сына и первой жены. Спустя несколько лет, из-за очередной личной драмы (Аскоченский пережил страстную любовь к девушке, которую в конце концов родители выдали замуж за богатого купца), он принимает решение порвать с духовно-педагогической карьерой и в 1846 г. оставляет Киевскую духовную академию и становится советником Волынского губернского правления в Житомире.

В 1851 г. Аскоченский вышел в отставку в чине титулярного советника и, переехав в Петербург, профессионально занялся литературно-публицистической деятельностью. В 1850-е гг. скептицизм, критическое отношение к отдельным сторонам церковной жизни (духовному образованию, преданию анафеме, монашеству, постам и др.), определенное политическое свободомыслие Аскоченского уступили место консервативно-охранительному мировоззрению и глубокой вере. Этот перелом нашел яркое отражение в его романе «Асмодей нашего времени» (1851 г.), который явился своего рода литературным предтечей «антинигилистического романа» (известные примеры – «Отцы и дети» Тургенева и «Бесы» Достоевского). В «Асмодее» Аскоченский выступил в роли обличителя безнравственности и атеизма тогдашнего русского общества.

В 1858-1877 гг. Аскоченский издавал в Санкт-Петербурге еженедельную газету «Домашняя беседа», которая принесла ему всероссийскую известность. Задачу «Беседы» он видел в том, чтобы давать «уроки и правила нравственности русскому народу», а также защищать православие и консервативные начала от атеизма и либерализма. Он был одним из наиболее непримиримых и ярких врагов вождей тогдашних «красных», призывающих русский народ «к топору»: Герцена, Чернышевского и Добролюбова. Обличительная направленность статей Аскоченского одобрялась и поддерживалась митрополитом Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским).

С «Домашней беседой» сотрудничал великий русский святой Феофан Затворник. В 1868 г. в ней был издан основной его труд – «Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики)». Это, пожалуй, самое известное из всех сочинений Феофана. В «Домашней беседе» были опубликованы самые значительные произведения Феофана Затворника, также вошедшие в сокровищницу православного богословия – «Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия», «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числу месяцев», «Письма о духовной жизни» (сейчас более известны под названием «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться») и др.

Публицистический отдел «Беседы» пользовался большим спросом у читателей, в том числе читался и самыми непримиримыми противниками Аскоченского, и неоднократно вызывал многочисленные отклики в периодических изданиях того времени. Один из идейных вождей тогдашних левых радикалов, А.И.Герцен, уничижительно называл «Домашнюю беседу» «духовным журналом иезуитского православного направления».

Жизнь Аскоченского, наполненная коллизиями и напряженной борьбой с представителями противоположных ему по духу направлений завершилась трагически. В конце 1877 г. «Домашняя беседа» неожиданно прекратила издаваться из-за болезни Аскоченского – воспаления мозга. 18 (30) мая 1879 г. закончился земной путь этой колоритной личности. Аскоченский был похоронен в Троице-Сергиевой пустыне под Петербургом.

АРКАДИЙ МИНАКОВ