Газета,
которая объединяет

Верить в музыку

Звездный гость Воронежа – о джазе и не только
Рубрика: от
Автор:

Знаменитый американский саксофонист, композитор с мировым именем, двукратный обладатель премии «Грэмми» Билл Эванс навестил наш город в рамках музыкального фестиваля «Джазовая провинция». Ожидаемо потряс меломанов виртуозным исполнительским мастерством. И неожиданно легко согласился на кулуарную беседу о том о сем, состоявшуюся непосредственно перед концертом в зале филармонии.

Впрочем, насчет неожиданности я погорячилась. Как правило, иноземные звезды, не в пример капризным отечественным, благодарны за журналистское внимание к их персонам. На занятость не ссылаются, вопросы «не фильтруют»: отзываясь на просьбу пообщаться, старательно рассказывают обо всем, что интересует собеседника.

Стильный микс

Именно так было и в случае с Эвансом: ответит – и обязательно уточнит, удовлетворен ли визави услышанным.

– Билл, известно, что вы, будучи джазовым музыкантом, в своем творчестве используете массу стилей, выходите за рамки традиционного джаза, включая в него элементы рока, хип-хопа, джэма, фьюжна, соула, слэммин-фанка. Чем вас привлекает такой подход к музыке?

– Разные стили, равно как и разные инструменты, позволяют извлекать множество звуков. Зачем останавливаться только на одном инструменте или стиле, если есть возможность играть с привлечением нескольких? Почему ею не воспользоваться? Импровизировать можно на любом инструменте. Другое дело, что лично для меня джаз – фортепиано, контрабас, ударные, гитара; этот момент, конечно, накладывает определенные ограничения. А вообще использование различных стилей, эдакого микса – единственная вещь, которая меня вдохновляет на создание чего-то нового. И которая необходима для того, чтобы позволить музыке расти. Я занимаюсь этим – смешиваю стили – с начала своей карьеры.

– Вы играли со многими авторитетами мира музыки, включая легендарного Мика Джаггера. Что для вас важнее – креативность партнера или то, насколько мастерски он владеет инструментом, профессиональные его качества?

– И то, и другое. В первую очередь музыкант должен быть профессионалом. А поскольку я играю не только джаз, для меня не менее важно, чтобы партнер был в состоянии играть еще и рок, блюз и так далее.

То взлет, то посадка

– Но джаз – в приоритете…

– Джаз позволяет музыканту сказать очень многое. А если вы еще и рок умеете играть – возможность выразить что-то свое ощутимо возрастает. Поэтому рок-музыканты – одни из лучших. И неслучайно они первыми ищут джазовых музыкантов, чтобы играть вместе.

– По этому принципу вы объединились и с Миком Джаггером?

– Мы были знакомы и общались долгое время. Мик очень любит джаз и джазовых музыкантов.

– Билл, вы в пределах России перемещаетесь только на самолетах? Или поездом тоже приходилось путешествовать? Если – да, то каковы впечатления от русских поездов?

– Обычно мы за один раз преодолеваем небольшие расстояния. Чаще всего – на своем автобусе. Самолеты я не люблю. Гастрольных туров у нас много – в течение всего года. Летать приходится часто, это необходимо; в большинстве случаев альтернативы просто нет. Так что всякий раз, когда появляется возможность избежать самолета – я с удовольствием не лечу. Но так бывает редко. В июле, например, я совершил двадцать шесть перелетов за тридцать дней. Это было не очень весело.

– А о жителях России какое мнение сложилось?

– Люди – они везде люди; где бы я ни играл – выступаю перед публикой, которая любит музыку. Когда стою на сцене и «прощупываю» взглядом аудиторию – для меня это просто люди с планеты Земля, без национальности. Музыка объединяет всех, кто бы как и где ни жил.

Все получится

– Воронежцы ничем вас не обидели?

– Люди, с которыми довелось общаться здесь – очень гостеприимные и открытые. Они, разумеется, повлияют на мое творчество – потом, со временем. Как только я вернусь домой – начну записывать новый альбом; уверен, что след от посещения России будет в этих записях ощутим.

– А не хотели бы научиться играть на наших национальных инструментах – к примеру, на балалайке?

– Почему бы и нет? Никогда не пробовал, но научиться хотел бы, да.

– Некоторые музыканты признаются, что относятся к инструменту как к одушевленному существу. А вы?

– Мой инструмент – не вся моя жизнь. А всего лишь одна из ее составляющих, и это надо хорошо понимать. Тут весь вопрос в том, с какой точки зрения на него смотреть. Если видеть в инструменте механизм, способ самовыражения – одно, если подводить под игру на саксофоне, как в моем случае, некую философию – другое.

– А как самовыразиться в музыке?

– Мое видение изначально было таково, что нужно верить в собственные композиции, верить в собственную музыку. Тогда все получится.