Газета,
которая объединяет

С доставкой на дом

Рубрика: от
Автор:

Моего компаньона по рыбалке укусил клещ. Цапнул за грамотно защищенное (будто бы) место – извините, интимное. Самое смешное, что пострадавший панически боялся именно клещей; никто кроме, повторял не раз, мне не страшен. И – надо же: кровосос непостижимым образом выбрал из кучи любителей отдыха на природе именно его. Да еще проник туда, куда путь перекрывали несколько слоев одежки…

Мой бедный друг, как всякий нормальный россиянин, решил удалить тварь, позарившуюся на его кровь, самостоятельно. Позвонил мне, попросил рассказать, как это делается. Я, слава Богу, знаю науку лишь теоретически. И теории не хватило: при попытке департации клеща из тела на свежий воздух, паразит разорвался пополам. Задняя часть оказалась в руке укушенного, а передняя, агрессивная, осталась при своих; специалисты говорят – типичный случай.

Пришлось идти к хирургу – не жить же с куском кровопийцы дальше. Хирург, сообщивший, что товарищей по несчастью у данного пациента масса, при помощи устрашающих никелированных щипчиков­лопаточек осуществил несложную манипуляцию – и операция прошла успешно. Но больного домой не отпустили: приказали сделать несколько уколов – через определенные промежутки времени. А потом он еще три дня принимал какие­то препараты, даже антибиотики пил. И напряженно размышлял: каким образом клещ получил доступ к телу? Ведь медики утверждают, что если человек одет в длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, лакомым куском для кровососа он не станет… Наконец, пришло озарение: клещ закусил человечинкой на следующий после рыбалки день. Внедрился в дом, будучи доставленным туда в рюкзаке – на метелках травки, которую обожает кошка моего знакомого. И он ее балует: не только рыбу «с речки» приносит, но и – зеленые витамины.

Это – к вопросу об удивительной живучести клещей: маленькие, а выносливые! Потому­то, наверное, они столь сильны и в роли источника заражения человека: клещевой боррелиоз, который переносят клещи, квалифицируется как инфекционное трансмиссивное природноочаговое заболевание, вызываемое спирохетами рода боррелий. У заболевших поражаются кожа, нервная система, опорно­двигательный аппарат и даже сердце. То, что такой больной не заразен для окружающих и никому вреда не причинит, лично его вряд ли устроит: боррелии годами могут сохраняться в организме человека. Результат: хроническое и рецидивирующее течение болезни, которое может развиться спустя длительное после укуса время. А сам процесс прогрессирования боррелиоза сходен с процессом развития сифилиса!..

К сожалению, информация для Воронежской области – самая актуальная. Мой приятель и вправду не одинок: согласно оценке эпидситуации последних трех месяцев, за медицинской помощью после «общения» с клещом обратились свыше тысячи человек, более трети из них – дети. А заболевших клещевым боррелиозом (который еще называют болезнью Лайма) в первом полугодии – семеро. Антиген к боррелиозу выделен из клещей на территории Павловского и Семилукского районов; в первом отыскались также экземпляры с антигеном туляремии.

Клещи активничают чуть ли не до морозов. Поэтому, принимая во внимание текущий момент – разгар, в прямом смысле слова, лета – стоит запомнить: инкубационный период при болезни Лайма длится от 2 до 30 дней (в среднем – 2 недели). Характерным признаком начала заболевания является покраснение кожи на месте укуса. Пятнышко округлой или овальной формы постепенно увеличивается, достигая 10 и более сантиметров в диаметре; наружный край воспаленной кожи несколько возвышается над ее общим уровнем. Со временем центр пятна бледнеет или приобретает синюшный оттенок, определяется корочка, затем рубец. Через месяц­полтора развиваются признаки поражения нервной системы, сердца или суставов.

Пишу этот материал, в принципе, как своего рода покаяние: я, узнав о «клещевой» эпопее приятеля, отнеслась к его действиям довольно иронично. Еще и посоветовала в следующий раз сходить за уколами и антибиотиками тогда, когда комар укусит: он, в теории, тоже способен заразить – малярией. Но когда почитала в Интернете подробности про болезнь Лайма и ознакомилась с ее вероятными последствиями, резко поменяла позицию: с инфекцией шутки если не всегда плохи, то странны – всегда. Одно то обстоятельство, что лечение боррелиоза должно происходить в инфекционной больнице, вынуждает с ним считаться.