Газета,
которая объединяет

Еще хорошо, что не матом

Рубрика: Колумнистика№ 118 (1692) от
Автор: Сергей Попов

Почему мы говорим так, как говорим? Филологов и лингвистов в вузах учат, что язык – живой организм. В зависимости от ряда факторов он постоянно меняется, слова мигрируют из одного стиля в другой, модифицируются, а порой и вовсе умирают. Это процесс непрерывный. И неизбежный.

Лишний раз это доказал, как ни странно, Яндекс. Известная интернет-компания на днях опубликовала результаты интересного исследования – через призму интернет-поисковика. Специалисты фирмы «выловили» слова, характерные для отдельных регионов. Все просто: машина подсчитала наиболее запрашиваемые диалектизмы на той или иной территории. Включая и Воронежскую область.

Выводы и удивили, и оправдали ожидания одновременно. О том, что великий и могучий понятен не во всех своих проявлениях, мы догадывались и прежде. Ну действительно – что, никто из нас никогда не общался с деревенскими бабушками, половина слов которых обозначает нечто странное, а то и вовсе неидентифицируемое современным молодым человеком? И – наоборот. Однако и на этом фоне то, что жители целой области (соседней, в частности, Ростовской) называют домашние заготовки «купорками», звучит довольно неожиданно. По крайней мере, ни от кого из своих земляков я такого милого термина ни разу не слышал. Хотя он – всего-навсего от слова «укупорить».

А вот «фирменные», по свидетельству поисковика, воронежские словечки «баклажка» и «курсяк», наоборот, и не сразу-то воспринимаются как диалект. Вроде бы слова и слова, в ходу практически на каждом шагу. Про «баклажку» лучше всего спросить у жителей воронежских окраин; на моем родном Машмете, например, это существительное популярней вопроса «сколько времени?». Про «курсяк» уж не говорю: студенты только так сей скорбный труд и называют. А вот еще один, по заверениям Яндекса, местный «лидер», слово «присушить», никогда до моих ушей не доходило. Как выяснилось, оно означает «приворожить». Остается порадоваться, что я в этом нечистом деле такой дремучий.

Любопытно, что многие «юзеры» выливают свои скромные познания языковых особенностей аккурат в интернет-поисковики. Что, наверное, оправданно: понять человека, который ищет «курсяк», не сложно и компьютеру. Хотя поискать «курсовую работу» было бы все-таки несколько логичнее. И, главное, продуктивнее. А кому потребовались в глобальной сети «баклажки» и «присушки» – предположить нетрудно. Народ сегодня не утруждает себя не то что чтением классики, которая от «баклажек» страшно далека – любой текст, превосходящий размером новость в три строки, пробрасывается легким движением руки. Нам ведь некогда. И словарный запас, увы, от этого богаче не становится.

По сравнению с такими «финтами» еще одна воронежская особенность, на всю страну известное «хэканье» вместо интеллигентного «гэканья» – просто забавная безобидность. Хотя попробуй от нее избавься! На секунду забываешься – и все, захэкал. Яндекс, конечно, отследить говор той или иной территории не в состоянии. И значит, как характеристику нашей языковой культуры рассматривать его не получится. Это к лучшему.

Хорошо уже то, что не прослыли мы на весь Интернет неграмотными лапотниками, которые говорят «ехай». Если кто культурный не в курсе – это чисто воронежская производная от глагола «поезжай». Для меня было в свое время открытием, что употребляют жлобское словцо не только в тьмутаракани, отстоящей за тридевять земель от цивилизации. Мой однокурсник, который для учебы в ВГУ ниоткуда «не понаехал», а родился и всю жизнь живет в Воронеже, именно так и выражается. И – ничего, отучился, защитился. Сейчас руководит пресс-службой у каких-то крутых автомобильных коммерсантов. А что? Парень хороший, простой, дружелюбный. Наверное, своим коронным «ехай» напутствует покупателей иномарок. Типа, в добрый час.

И вот что еще я Яндексу сказал бы. Счастье, что не матюки от воронежцев зафиксировал его поисковик. А ведь мог бы! Потому что порой на тех же рабочих окраинах услышишь, бывает, от человека, покупающего пресловутую «баклажку» в ближайшем ларьке, такие перлы, что впору интересоваться их значением у Всемирной паутины. А как реагируют воронежские водители на дорожный беспредел? А пассажиры общественного транспорта в час пик что произносят при попытках в него втиснуться?.. Вот где дедушка Даль оторвался бы – здесь вам не Ростов с его безобидными «купорками». Хотя в Ростове и свои «ругательные диалекты» имеются. Еще те… Он же «папа»…