Газета,
которая объединяет

Флешмоба не будет

Рубрика: Колумнистика№ 116 (1690) от
Автор: Юрий Бабаян

Не успели утихнуть воспоминания о прошедшем Дне учителя, как стало известно: в одном из федеральных средних образовательных учреждений, расположенных в Воронеже, начались задержки с выплатами заработной платы. Причем не просто задержки, а сопряженные с издевательством, выражающимся в выплате педагогам по несколько сотен рублей вместо положенной получки.

Какое именно учреждение «ославилось» – не важно. С одной стороны, его работники никуда вроде не жалуются и не обращаются, информацию имею от знакомых, связанных с ним. С другой – это для данной колонки действительно не имеет большого значения.

Значение имеет другое – цинизм по отношению к педагогам, получившим вместо нищенской зарплаты форменную подачку, которой хватит не более чем на покупку пары килограммов мяса. Хотя, если вдуматься, в таком отношении к работникам образования нет ничего удивительного.

Это на бумаге средняя зарплата воронежских учителей приближается к 20 тысячам рублей. Попробуйте поговорить с педагогами, и они объяснят, откуда берутся такие деньги. Тут – и включение в анализ для усреднения доходов руководителей образовательных учреждений, и непомерные нагрузки на каждого конкретного учителя, и т. д., и т. п. По факту же педагог, пришедший в школу после окончания вуза, вправе рассчитывать не более чем на 10 тыс. руб. в месяц.

В высшей школе ситуация ничуть не лучше. Так, мой бывший научный руководитель, являющийся доктором наук, профессором, заведующим кафедрой, плюс – руководителем лаборатории, ежемесячно может рассчитывать не более чем на 20 тыс. руб. Доход доцента кафедры – не более 15 тысяч.

Кто может прожить на такие суммы? Как правило, только два класса людей: женщины, имеющие обеспеченных мужей, и фанатики. Последних, как правило, значительно меньше. Впрочем, и первых – не так много. А если их вместе – меньше половины от общего числа, то мы получаем абсолютно коррумпированную отрасль.

Посудите сами. Когда человек не имеет средств, достаточных для жизни, он начинает искать возможности для левого заработка. Какой законный «левак» имеется у учителей и вузовских преподавателей? Дополнительные занятия с отстающими и, как вариант, абитуриентами, желающими подтянуть знания по предмету перед поступлением. И одна, и другая схемы – коррупционно опасны. Первая – практикой причисления к отстающим всех, кто в состоянии платить. Вторая – распространением механизма репетиторства преподавателей из числа членов приемных комиссий, способных обеспечить нужный результат. О схемах «заваливания» способных обучающихся я тут даже не говорю: это уже – стопроцентный криминал. К сожалению, в жизни встречающийся тоже нередко.

Разве не знают об этом в высших эшелонах власти? Прекрасно знают. Но – могу утверждать – такая ситуация власти удобна. Прежде всего тем, что нищенская зарплата, как бы это парадоксально ни звучало, является гарантом сохранения трудовых кадров на местах. Те работники педагогической отрасли, которые в совершенстве освоили коррупционные схемы, боятся потерять рабочее место, которое дает им великолепный сторонний приработок. Те же, кто действительно пытается жить от зарплаты до зарплаты, настолько занижают собственную самооценку, что начинают панически бояться потерять свою «синицу в руках», совершенно не видя «журавлей», буквально бьющих их крыльями по головам. Обе эти категории работников незаменимы при спорных реформах оптимизационного характера, которые сегодня активно внедряются как в среднюю, так и в высшую школу.

Можно утверждать: завидная судьба полицейских и военнослужащих, которым резко увеличили зарплаты, работников образования не коснется. Ведь власти страшно, что люди, имеющие доступ к оружию, завтра могут обозлиться на собственную нищету и тех, кто их до нее довел.

Гнев учителей власть пока не страшит. Не с указками же Кремль брать пойдут, в конце концов. А единственный вариант, при котором можно заставить государство пересмотреть свою политику в области образования, учителя и преподаватели не примут никогда. Вариант этот прост. Нужно просто устроить «педагогический флешмоб». То есть единовременно всем учителям, преподавателям, доцентам и профессорам взять да и написать заявления на увольнение по собственному желанию. И у власти будут только две недели, отведенные трудовым законодательством, для решения общегосударственной проблемы. Поверьте, этого времени ей хватит.

Другое дело, что не пойдут педагоги на это. Не пойдут по причинам, описанным выше. Потому что одни испугаются выпустить из рук «синицу», а другие – коррупционного «журавля». Ну а третьи, из числа жен обеспеченных мужей, вообще не поймут, из­-за чего сыр­-бор.

А значит, учителям можно будет продолжать платить копейки и кидать подачки в несколько сот рублей. Зачем думать об улучшении жизни тех, кого все устраивает?