Газета,
которая объединяет

Хождение за три реки

На Нововоронежскую АЭС-2 необычным образом доставили суперреактор
Рубрика: Экономика№ 77 (1359) от
Автор: Людмила Санина

Такого не видели даже ветераны атомной энергетики. Впервые транспортировка корпуса атомного реактора производилась водным путем. В свое время все пять реакторов Нововоронежской атомной станции прибывали на «место службы» по железной дороге.

В этот раз водный путь оказался предпочтительнее, так как по своим габаритам и мощности новый корпус реактора ВВЭР-1200 превосходит все предыдущие аналоги.

Первопроходцы

Примечательно, что самый первый советский реактор ВВЭР (ВВЭР-210) был введен в эксплуатацию в 1964 году на первом энергоблоке Нововоронежской АЭС. И теперь, по прошествии более 45 лет, самый мощный в России энергоблок с реактором ВВЭР-1200 вновь станет «первопроходцем» именно в Нововоронеже, на строящейся АЭС-2.

Вопрос безопасности атомной станции – всегда вопрос номер один, его актуальность вновь возросла после событий в Японии на АЭС «Фукусима-1».

– Реактор – это сердце атомной станции, – рассказывает главный инспектор дирекции по сооружению Нововоронежской АЭС-2 Владимир Зубарев. – Это реактор нового поколения. Его особенностью является то, что впервые в мире здесь применена «ловушка расплава». Она представляет собой установленный на дне шахты реактора корпус, который наполнен неметаллическими материалами. В случае гипотетической чрезвычайной ситуации эти материалы в результате перемешивания с расплавом активной зоны (кориумом) обеспечивают его равномерное размещение в корпусе ловушки, которая способна удерживать кориум и отводить от него тепло неограниченно длительное время и не дать радиоактивным элементам попасть в окружающую среду. Если говорить о том, что произошло на «Фукусиме» и сравнить его с тем проектом, который реализуется в Нововоронеже, то это две большие разницы, – уточнил Владимир Зубарев. – У нас присутствует очень много дополнительных систем безопасности, в частности, отечественное ноу-хау – система пассивного отвода тепла. Проектировщики просчитали все возможные угрозы, включая падение самолета.

От причала – до стройплощадки

Когда журналисты подошли к причалу реки Дон, то увидели баржу с возвышающимся над ней корпусом нового реактора – внешне напоминающего огромную, запаянную с обеих сторон бочку.

Рядом, на самом причале, завершения перегрузки ждал самоходный модульный транспортер, который должен был доставить корпус реактора прямо на стройплощадку, расположенную в 3 км от реки.

Но больше всех заинтересовало необычное крановое устройство, состоящее из двух балок, за которые толстыми тросами уже был закреплен корпус реактора.

Как рассказала журналистам представитель фирмы-грузоперевозчика Инесса Сидорова, это так называемая система ШЕВР, которая используется для подъема грузов весом до 650 тонн. Устройство пришлось «выписывать» из Голландии для проведения этой операции.

Корпус реактора ВВЭР-1200 изготовлен на ОАО «Ижорские заводы». Его вес – 330 тонн, длина более 11 метров, диаметр около 5 метров. В середине мая его погрузили на баржу в Санкт-Петербурге, а далее он отправился по долгому маршруту до Нововоронежа. Путешествие заняло почти два месяца. Протяженность пути – 3,8 тыс. км. Баржа шла по Неве, потом по Ладожскому, Онежскому озерам, Волго-Балтийскому каналу, рекам Волге и Дон.

– Самый сложный участок оказался на реке Дон, – рассказывает Инесса Сидорова. – Ни для кого не секрет, что в последние годы река в летнее время сильно мелеет, и это представляет большие сложности для навигации, поэтому 200-километровый участок пришлось преодолевать в течение двух недель. Но теперь все трудности позади. И вы видите, что реактор уже здесь.

Пока слушали Инессу Сидорову, процесс подъема начался. Сначала специалисты чуть подняли давление, и баржа всплыла, потом вновь уточнили давление и произвели отрыв корпуса от опор на барже. А далее предстояло самое сложное – осторожно и точно переместить корпус на самоходный модульный транспорт. Так как здесь требуется очень точный расчет буквально каждого движения, процесс перегрузки длился по времени 4-5 часов.

Представитель компании «Ижорские заводы» рассказал, что технологический процесс изготовления корпуса реактора продолжался 34 месяца. На сегодняшний день это самый безопасный, мощный и долговечный реактор (срок его службы составляет 60 лет), который разработан и производится в нашей стране. Но концерн «Росатом» ставит перед проектировщиками уже новую задачу – сделать такой реактор, который мог бы служить до ста лет, и такая задача сейчас решается.

…После обеда того дня реактор был доставлен на стройплощадку Нововоронежской АЭС-2. Теперь корпус реактора (перед его установкой в шахту) ждет очень тщательный входной контроль.